Создатель главного автомобильного сайта России надеется в одиночку переиграть крупных конкурентов. За счет чего?
«Модераторы! Прошу заблокировать участника за мат!» «Создайте новую конференцию «Спиртные напитки»!» «Администрация, когда, наконец, наладят нормальный поиск???»… Таким хором экспрессивных заявлений начинается каждое утро в форуме «Поговорим о сервере» крупнейшего российского автомобильного сайта Auto.ru. Десятки тысяч автолюбителей часами просиживают в 214 форумах Auto.ru, обсуждая, порой очень эмоционально, свои и чужие машины, а также рестораны, известных политиков, воспитание детей и рыбалку нахлыстом. Владельца сайта, Михаила Рогальского, здесь называют не иначе как Майком.
Сайт — один из лидеров российской зоны интернета по посещаемости, содержит крупнейшую базу объявлений об автомобилях (более 100 000 новых объявлений в месяц) и приносит бывшему московскому программисту Майку около $1 млн выручки в год. Двенадцать лет назад, когда он за копейки купил домен Auto.ru, ни о чем подобном нельзя было и мечтать.
Это сейчас «население» русскоязычной части интернета — 30 млн человек. В далеком 1996-м выход в Сеть имели не более 400 000 человек. Михаилу Рогальскому было тогда 30 лет. Он работал программистом в небольшой риелторской фирме, когда знакомые, имеющие доступ к распределению доменов, предложили ему взять какой-нибудь для себя. Рогальский выбрал Auto.ru, потому что собирался купить машину. Вечерами он стал собирать на сайте справочник по моделям автомобилей, а поднабравшись знаний, обзавелся подержанными бежевыми «жигулями». «Смотрелась помойка помойкой, но гордость за нее затмевала все изъяны», — вспоминает Рогальский, передвигающийся сейчас на темно-сером Lexus RX400h.
Так продолжалось до 1998 года, пока Рогальский (к тому времени сотрудник отдела защиты информации Мост-банка) не попал под сокращение во время экономического кризиса. Дома были годовалый сын и неработающая жена. «Я оказался на перепутье, — вспоминает предприниматель, — продолжать работать «на дядю» или сделать хобби основной работой».
Но хобби было мало похоже на работу. Auto.ru представлял собой сайт, на котором помимо справочников была доска объявлений о покупке и продаже машин, а также несколько форумов — отдельно для любителей «жигулей», «волг» и иномарок. Российский интернет оставался прибежищем энтузиастов, деньги в нем делали разве что провайдеры и дизайн-студии, создававшие представительские сайты для крупных компаний. Так что, когда Рогальский занял у знакомого $5000, уходя в свободное плавание, он сильно рисковал.
«Я работал по 17 часов в день», — говорит он. Но первые же рекламодатели получили неплохую отдачу от объявлений — и к Рогальскому потек тоненький ручеек денег, позволивший ему через полгода вернуть долг.
Сайт постоянно менялся. «Вначале люди просто общались, — рассказывает Рогальский. — Сейчас основная активность — покупка и продажа автомобилей». Кроме легковых машин и грузовиков, на сайте продают мотоциклы, снегоходы, катера, шины и запчасти. Ежедневная посещаемость Auto.ru составляет 150 000–250 000 человек (по этому показателю сайт входит в топ-25 российских ресурсов). Выручка в прошлом году выросла на 25%.
Иными словами, все прекрасно? Не совсем. У Auto.ru та же проблема, что и у большинства интернет-компаний, а также мобильных операторов и салонов сотовой связи: экстенсивный рост за счет увеличения аудитории закончился. Если еще в 2005–2006 годах посещаемость сайта увеличивалась на 70–80% в год (при росте всего российского интернета лишь на 15–25%), то в прошлом году рост, по данным Rambler и собственной статистики, остановился, а по данным статистической системы SnapShot, посещаемость Auto.ru и вовсе упала на 5%.
Неудивительно. Автомобили — слишком выгодная для интернет-издателей тема, чтобы Рогальскому долго позволяли в одиночку снимать сливки. «Об авто, как о спорте, любители готовы читать постоянно, — объясняет Елена Молчанова, руководитель интернет-направления холдинга Next Media Group. — Года полтора назад было порядка четырех крупных проектов. Сейчас уже десяток».
А ведь есть еще и мелкие. И многие из них родились благодаря самому Auto.ru: ценители отдельных марок автомобилей стали откалываться от сайта Рогальского, создавая собственные независимые сообщества в интернете. Есть клубы владельцев Ford, Mazda, Skoda, Mitsubishi и даже отдельных моделей этих марок. На сайте m3club.ru зарегистрировано 20 000 любителей Mazda 3, на ffclub.ru — 55 000 владельцев Ford Focus. Основатель m3club.ru Александр Медведев говорит, что Auto.ru выглядит «слишком консервативным». В нем нет многих стандартных для сегодняшних сайтов-сообществ возможностей: например, пользователь не может за пару минут создать собственную группу по интересам.
Основной сервис Auto.ru — доски объявлений о купле/продаже — тоже теряет актуальность. В базе данных сайта подержанных автомобилей в семь раз больше, чем новых, — 100 000 против 15 000. Однако если в 2003 году 60% ввозимых в Россию иномарок были подержанными, то в 2007-м — лишь 26% (по данным аналитической службы «Автостат»). Покупатели теперь предпочитают новые машины. Именно на рекламу новых автомобилей ориентируются крупные интернет-холдинги, которые создают собственные сайты для автолюбителей. У РБК появился проект Autonews.ru, есть автомобильный раздел и у популярной системы электронной почты Mail.ru. Постоянного сообщества болтающих на форумах автолюбителей на этих сайтах, конечно, нет — ставка сделана на новости, тест-драйвы, объявления и рекламу автодилеров.
Что противопоставит конкурентам Рогальский, кроме преданности сформировавшейся за десяток лет аудитории? Он считает, что может быстрее методом проб и ошибок внедрять новые сервисы. Рогальский по нескольку часов в день изучает популярные сайты, читает блоги — если люди восхищаются каким-то сервисом, смотрит, можно ли это перенять. То, что не идет, сразу закрывает, чтобы не расходовать лишние деньги. «Так хороший садовник срезает лишнее в саду. Кстати, этим мы отличаемся от крупных фирм, которые долго тянут неудачные проекты», — рассказывает Рогальский. Например, попытка продавать на сайте компакт-диски провалилась. Зато прижилась возможность оплаты некоторых сервисов с помощью SMS — допустим, размещение более трех объявлений (до трех объявлений, как и раньше, можно размещать бесплатно).
Рогальский также увеличивает ассортимент «основных услуг». В прошлом году на досках объявлений появилась рубрика «Запчасти», сейчас в ней публикуется 10 000 объявлений в месяц. Полтора года назад открылся раздел отзывов владельцев о своем автомобиле. В этом году — «Журнал расходов», позволяющий на чужом опыте оценить стоимость эксплуатации авто, прежде чем отправиться в салон.
Все эти сервисы поддерживают 20 штатных сотрудников. Рогальский хотел бы нанять больше, но не позволяет размер арендованного офиса, а работу на «удаленке» основатель Auto.ru не признает. Рост посещаемости требует все больших компьютерных мощностей. Сайт, когда-то работавший на сервере провайдера, сейчас поддерживают 80 собственных мощных серверов. В этом году $300 000–400 000 уйдет на покупку новой техники.
Участники рынка утверждают, что крупные компании не раз предлагали Рогальскому продать сайт. В качестве потенциальных покупателей называют «Яндекс» и РБК (сами они это отрицают), а Рогальский подтверждает, что к нему неоднократно обращались с предложениями, но кто — не говорит. По существующим оценкам, продажа Auto.ru могла бы принести ему $10–12 млн. Однако Рогальский повторяет, что продавать сайт не собирается.
«У меня нет ощущения, что все сделано и пора уходить», — объясняет он. Очередные $400 000 на новую технику у него есть. Тогда зачем нужен новый собственник?