К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В погоне за удачей


Достижение счастья — почти утопическое предприятие

Когда я только входил во взрослую жизнь — в первый семестр моей учебы в Оксфорде — меня поразило автобиографическое признание писателя Сомерсета Моэма. Он писал, насколько я помню: «Когда мне было 18, я отчаянно хотел быть богатым, успешным и знаменитым. Я добился всего этого, но не уверен, что стал хоть немного счастливее».

Это признание сделало Моэма в моих глазах злобным, мнительным и тревожным человеком. Когда годы спустя я узнал Моэма получше, то понял, почему он так сказал. Он был поглощен в тот момент тяжбой с собственной семьей, которая претендовала на его деньги. Мне стало жаль его.

Когда я читаю в Forbes рейтинг 400 богатейших американцев и другие списки миллиардеров и знаменитостей, то задаюсь вопросом, сколько из этих людей по-настоящему счастливы. А как насчет славы и успеха? Я вспоминаю, что мне сказал однажды актер и драматург Ноэл Коуард по поводу известности: «Это очень хрупкая вещь, старина. Будто несешь фарфоровую вазу времен династии Мин в штормовой ветер. Она может выпасть из рук в любой момент. Тогда ее будет очень не хватать».

 

А вот слова величайшего медиамагната своего времени лорда Бивербрука (владельца многих британских таблоидов): «Ох, господин Джонсон, успех гораздо менее важен, чем здоровье. Вы можете быть самым богатым в мире человеком и самым успешным из ныне живущих, но, если вы утратите здоровье, вы будете очень несчастны».

Хорошо бы держать в уме эти предостережения. Но они никого не остановят. Амбициозные люди до скончания времен будут гнаться за богатством, славой и успехом. А без них мир был бы не только беднее, но и куда менее интересным.

 

Как тяга к богатству, славе и успеху может совмещаться со стремлением к счастью? Я не уверен, что на этот вопрос существует универсальный ответ. Но есть несколько ориентиров. Вот самые важные.

Пытайтесь совмещать стремление к богатству с созидательной деятельностью. Остроумные манипуляции ценными бумагами и активами могут сделать вас миллиардером, но создание успешного бизнеса, выраженного в прочных объектах (заводах, офисах, складах, овеществленных в кирпиче, строительном растворе и бетоне) или недвижимости (земельных владениях и плантациях), более способствует счастью. Делать что-то настоящее, видимое и плодотворное на пустом месте — это помогает реализовать один из самых глубинных и здоровых человеческих инстинктов.

Успешный человек скорее обретет счастье в производстве чего-то полезного, приятного и красивого. Я понял это, когда начал издавать книги: их уже более 40, в некоторых более 1000 страниц, превосходные иллюстрации. Похвалы я делю со своими издателями и типографами.

 

Прекрасным занятием и неистощимым источником счастья может быть выпуск нового, востребованного и дешевого товара, которому обрадуются сотни миллионов человек, например необычных штопоров, безопасных бритв, косметичек. Я помню, как ребенком слышал вопли восхищения взрослых женщин в моей семье по поводу первых нейлоновых чулок. Какой триумф для их производителей!

Счастья и удовлетворения можно достичь, создавая рабочие места. И не просто оплачивать занятость — это делают все правительства, порой для миллионов, — а настоящие рабочие места, которые оправдывают себя, решают настоящие задачи и долговечны. Великий еврейский мудрец XII века Маймонид писал, что благотворительность благословенна и мы все должны заниматься ей, если можем. Но лучшая форма благотворительности — дать бедному человеку возможность самому себя с достоинством содержать.

Бизнесмен, который может создавать полезные, хорошо оплачиваемые и надежные рабочие места, дважды благословенен: человеку он дает заработок, обществу — стабильность.

Создание рабочих мест ведет к четвертому источнику счастья. Успех должен иметь моральную основу. По возможности он должен отвечать потребностям других людей в самом широком смысле, не только их материальным нуждам, но и эмоциональным и духовным запросам.

Скажете, трудное это дело. Да. Но ведь достижение счастья — это очень амбициозное предприятие, почти утопическое; поэтому оно требует соблюдения самых высоких стандартов.

 

Как вообще может личное стремление к успеху согласовываться с нуждами других людей? Только соответствуя моральным принципам. Я не говорю, что бизнесмен должен в первую очередь преследовать моральные цели. Это бы слишком многого от него требовало, и я подозреваю, из этого ничего бы не вышло. Но что он должен делать — так это следить, чтобы его бизнес, его методы и его товары или услуги не были несовместимы с моралью. Следует всегда быть осторожным при разработке бизнес-стратегии или выходе на новое поле деятельности, нужно уделять моральным аспектам внимание хотя бы не меньшее, чем правовым последствиям и соответствию законам.

Конечно, желательно, чтобы все действия в бизнесе основывались на иудео-христианском учении или соответствовали морально обоснованному набору принципов. Мы не должны стремиться к богатству, славе и успеху только ради богатства, славы и успеха. Гораздо дальновиднее держать в уме надежду на счастье.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+