К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дом советов


Финансовые консультанты составят инвестиционный план на любой вкус, но всецело доверять им не стоит

Небольшой офис на втором этаже старинного особняка в самом центре Москвы. Девушки, не отрываясь от экранов ноутбуков, перебрасываются фразами с клиентами. В коридоре можно столкнуться с сотрудниками и посетителями посольства Армении, именно в его здании расположилась компания «Инфинадо», предоставляющая услуги независимых финансовых советников.

Посетители посольства клиентов «Инфинадо» не смущают; по словам Андрея Кочеткова, генерального директора компании, только число желающих составить личный финансовый план в 2007 году выросло в 10 раз — до 700 человек. Благосостояние населения растет, и люди все больше интересуются, как составить личный финансовый план, сформировать инвестиционный портфель и накопить на старость, говорят консультанты, которые с радостью берутся дать ответы на все эти вопросы. В «Инфинадо», как и в другие подобные компании, приходят люди с доходом до $250 000 в год, более состоятельные, как правило, обращаются в подразделения private banking банков и управляющих компаний.

Профессии независимого финансового советника в России не больше 5 лет. Такие услуги оказывают сейчас около 50 компаний и частных предпринимателей. Готовит профессиональных консультантов Институт независимых финансовых инвестиционных советников (ИНФИС), созданный в 2005 году основателем «Инфинадо», председателем совета директоров «Юниаструм Банка» Георгием Писковым.

 

Впрочем, чтобы давать советы по личным инвестициям, учиться в ИНФИС, как и получать аттестат или лицензию, вовсе необязательно. Деятельность финансовых консультантов в России в отличие, например, от Великобритании и США не лицензируется и не регулируется. «Если на Западе человек дает совет, он несет за него ответственность, — говорит Исаак Беккер, консультант компании FCP Financial Management. — Работа российских консультантов не имеет никакого отношения к профессиональным независимым финансовым советникам!»

Независимость — главное преимущество, декларируемое консультантами. Иными словами, они должны подбирать финансовые продукты, ориентируясь только на возможности и пожелания клиента. Этим они отличаются от продавцов, работающих на одну компанию. «Если человек хочет купить инструменты других компаний, он может искать их сам, мы помогать ему в этом не будем», — признается Николай Солабуто, инвестиционный консультант «Финама».

 

Независимыми консультанты должны быть в теории. Чтобы понять, как они работают на практике, Forbes попросил шестерых специалистов подобрать финансовое решение для потенциального клиента: женатый мужчина 35 лет с зарплатой $10 000 в месяц через 20 лет хочет выйти на пенсию и получать $7000 в месяц в текущих ценах. Он планирует купить дом на берегу Адриатики через 10 лет и обеспечить образование двум детям. Начальные условия: в активе — депозит на $110 000, открытый в Сбербанке под 8,5% годовых, и паи фонда «Добрыня Никитич» от «Тройки Диалог» на $20 000, в пассиве — ипотечный кредит на $300 000 под 10,5% годовых.

Задача оказалась, на первый взгляд, несложной. В целом советники уверили, что цели вполне достижимы. Согласно разным планам, необходимо откладывать по $1000–3850 в месяц, чтобы при доходности инвестиций 10–20% в год скопить к пенсии капитал в $1,75–6 млн, выполнив все поставленные цели. Это может обеспечить требуемый уровень пенсии, причем без потери основного капитала. При этом, возможно, придется несколько снизить ежемесячные расходы, которые составляют $5700 (без учета выплат по кредиту — $3300).

Порядок действий инвестора, по мнению консультантов, должен выглядеть так. Первым делом гендиректор консалтинговой компании «Личный капитал» Владимир Савенок предложил частично погасить ипотечный кредит за счет депозита (такую же рекомендацию дал независимый финансовый советник Игорь Ковригин), тем самым увеличив размер ежемесячных инвестиций.

 

Вместо депозита в Сбербанке большинство консультантов предложило открыть вклад с более либеральными условиями — возможностью частичного снятия и пополнения вклада с ежеквартальной капитализацией процентов. На этом резервном депозите стоит хранить сумму, равную трех–шестимесячному доходу семьи. В нашем случае было бы достаточно $30 000.

Затем консультанты предложили инвестиции в различные фонды. Инвестиционный портфель должен быть распределен между консервативными (накопительные страховые программы, фонды облигаций, депозиты), умеренными (ПИФы смешанных инвестиций) и агрессивными (фонды акций) инструментами. Не стоит забывать и про валютную диверсификацию — большая часть консультантов напоминает о необходимости держать вложения в разных валютах.

Расчеты компании «Инфинадо», куда корреспондент Forbes обратился как клиент (первичная консультация стоила 2000 рублей), уместились на 26 страницах — все действия были расписаны по годам. Составление максимально детализированного плана стоит у консультантов около $600–700.

Специалисты «Инфинадо» предложили на выбор депозиты четырех банков: Банка Москвы, Росбанка, банка «Абсолют» и Русского банка развития. Средства в ПИФе «Добрыня Никитич» посоветовали оставить, добавив к нему еще несколько фондов. Консультант «Инфинадо» предложил два фонда — «БКС-Фонд оптимальный» (прирост пая 10,35% с начала года) и «Рождественка» от УК Банка Москвы (7,98%). Выбор фондов они объяснили специальной методикой отбора. По данным портала investfunds.ru, эти фонды занимали соответственно 9-е и 20-е места по доходности среди 83 фондов смешанных инвестиций на 30 ноября 2007 года. Кроме того, еще 10% свободных средств рекомендовалось инвестировать в какую-нибудь накопительную страховую программу.

В итоге к 2027 году накопленный капитал в $3 млн позволил бы жить на проценты с требуемым уровнем достатка.

 

Что советовали другие консультанты? Владимир Савенок, например, до недавних пор предлагал инвестировать средства в «ДВС Фонд смешанных инвестиций» (доходность с начала года 2,04%, 54-е место по доходности среди 83 фондов смешанных инвестиций). Оригинальный вариант заработка предложил Алексей Сендов из компании «Золотые ворота» — он рекомендовал 40% свободных средств потратить на покупку недвижимости с использованием ипотечного кредита, чтобы сдавать ее в аренду.

Все без исключения консультанты порекомендовали купить страховой полис. Накопительное страхование жизни очень выгодно для продающих такие страховки агентов — комиссионные сопоставимы с суммой одного годового взноса. Савенок, например, рекомендует купить полис накопительного страхования жизни американской National Western Life, которая, к слову, не имеет лицензии на работу в России. Бывший банкир Алексей Новиченко, недавно основавший консалтинговую компанию «Сан Эссет Менеджмент», рекомендует застраховаться от несчастного случая в «Капиталъ Страхование Жизни». Накопительные страховые программы от той же компании предлагает и частный консультант Игорь Ковригин.

Никто из советников не гарантирует, что предложенный план даст стопроцентный результат. Как насчет независимости? «Консультанты любят говорить о своей неаффилированности. Часто это полная чушь», — уверяет один из инвестиционных советников, работающих в крупной инвестиционной группе. По его словам, многие финансовые консультанты работают с определенными управляющими компаниями и страховщиками и продают только их продукты.

Например, Сергей Сулимов, руководитель центра розничных финансовых услуг «Альянс РОСНО Управление Активами», рассказывает, что его компания сотрудничает с несколькими независимыми финансовыми консультантами. «Они кому-то рассказывают о наших продуктах и получают вознаграждение за привлечение клиентов», — подтверждает он. Доход советника ограничен надбавкой при продаже пая (до 1% от суммы инвестиций), в исключительных случаях УК делится своим вознаграждением за управление. Комиссионные — обычное дело и на Западе, но не стоит забывать: в России советники за результат работы не отвечают.

 

Подбирать советника нужно так же, как и личного врача, лучше всего по рекомендации знакомых, говорит Андрей Кочетков из «Инфинадо». Желательно обратить внимание на размер компании, ее историю, проверить образование консультанта. Можно спросить также, по какой методике он будет подбирать инвестиционные инструменты. Но, судя по всему, лучше все-таки выбрать их самостоятельно.

Юрий Осокин, генеральный директор компании «Стартелеком», раз в неделю садится за компьютер и анализирует свое финансовое положение. «Я занялся личными финансами потому, что меня когда-то просветил Владимир Савенок. На пальцах объяснил, что этим надо заниматься», — говорит он. Может быть, это и есть самый ценный совет финансового консультанта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+