Можно ли усовершенствовать коврик для салона машины? Игорю Кононову это удалось
Игорь Кононов уже месяц не мыл свою машину. Хотя ему, казалось, сам бог велел следить за чистотой транспортного средства тщательнее, чем кому бы то ни было. Фирма Кононова «Зебра» — крупный производитель аксессуаров и косметики для автомобилей. Под маркой «Зебра» выпускается 60 товаров: от карандаша для замазки трещин (за 45 рублей) до замшевой салфетки (196 рублей). Но Кононову не до лоска: в ноябре на его компанию посыпались крупные заказы, он даже выходные проводил на работе.
Подобно тому как строительный бум в России привел к появлению сотен предприятий, производящих товары для ремонта, рост продаж легковых автомобилей (в 2,5 раза за шесть лет) озолотил производителей автокомпонентов, аксессуаров и т. д. Кононов, впрочем, начал свой бизнес раньше. Он стал продавать тряпки с надписью «Для автомобилей» еще в 1997-м. В ассортименте были также тряпки «Для полов» и «Для кухни», но автомобильные продавались лучше других — по 5000 упаковок в месяц. «Рынок ведь был свободен, — вспоминает Кононов. — Чтобы протирать грязь в машине, все пользовались старыми трусами».
Кононов к тому времени уже несколько лет торговал импортной полиролью, к которой прилагались салфетки для нанесения ее на поверхность. Тоже импортные — немецкой фирмы Vileda. Выпускник МАИ, Кононов, взяв за образец эти салфетки, решил открыть российское производство. Он обратился в серпуховской НИИ нетканых материалов, где ему создали ткань, которая по свойствам была похожа на салфетки Vileda, но годилась для многоразового использования. За два года сотрудничества с институтом Кононов разработал еще несколько разных мелочей для автомобилистов — тряпки для вытирания насухо, для нанесения полироли. Не нарушались ли при этом чужие патенты? Кононов говорит, нет. «Мы нашли ткань, провели испытания, добавили больше хлопка, создали рельефную структуру, чтобы не было размазывания полироли», — поясняет предприниматель.
Выручка его фирмы тем временем удваивалась ежегодно. Вскоре появились и конкуренты — в тот же НИИ потянулись другие предприниматели. Кононов в итоге сменил институт, а сейчас и вовсе материалы закупает на заводах в Европе и Китае.
Компания «Кожа и технологии», один из конкурентов, раньше занималась производством аксессуаров из кожи и замши. Решив выпускать салфетки для чистки машины, компания создала собственное производство микрофибры (прочная ткань из ультратонких волокон, которая очень хорошо впитывает влагу). На «Зебру» здесь смотрят свысока. «То, что называет микрофиброй «Зебра», таковой не является. Микрофибра не может стоить 20 рублей», — уверяет генеральный директор фирмы Константин Шашкин. Кононов парирует: за последние пять лет он поднял цены всего на 2,5%, потому что «у европейских партнеров цены не скачут так, как у российских производителей ткани».
Собственное же производство у «Зебры» сведено теперь к раскрою и фасовке. «Я не хочу иметь громоздкую компанию, — объясняет предприниматель. — Хочу, чтобы мою марку знали и любили». Цеха, где на полуавтоматических станках нарезают и упаковывают изделия, Кононов арендует на насосном заводе в подмосковном Одинцове (он и сам живет в этом городке). В штате всего 16 человек, включая трех управленцев и самого основателя компании, которому немало времени приходится тратить на доведение продукции до ума.
Например, «Зебра» начала производить тряпку из замши для финишной полировки стекла, но оказалось, что пользоваться ею неудобно: прилипает к поверхности. Решение? Сделали рукавицу из замши, причем одна из сторон выполнена из специального впитывающего материала, чтобы размазывать чистящее средство. Доработали и губку для мытья стекол — автовладельцам нужно, чтобы одна сторона была с ворсом, поскольку гладкой губкой трудно удалять со стекла насекомых. Но больше всего Кононов гордится другим своим изобретением — впитывающим грязь ковриком для салона. Комплект из двух штук стоит 124 рубля, поглощает жидкости в девять раз больше собственного веса, если верить буклету. Надо ли говорить, что коврик многоразовый?
Впрочем, основной продукцией «Зебры», как и 10 лет назад, остаются салфетки для чистки салона и стекол — фирма выпускает их около 1 млн штук в год. Около 40% товаров «Зебры» продается через торговые сети: продукция есть в гипермаркетах «Ашан», весь ноябрь компания спешно выполняла заказ для крупнейшей сети супермаркетов «Магнит». В работе с розницей Кононов придерживается нестандартной тактики: он добился, чтобы товар попал на полки, но затем полностью отдал поставки оптовикам. В Москве, к примеру, у «Зебры» пять партнеров.
По оценке Forbes, годовая выручка «Зебры» не превышает $1 млн. Кононов признается, что в последние годы продажи растут медленнее, чем раньше, — на 30% в год. «Величина фирмы для меня не самоцель», — уверяет он. Что тогда? Кононов говорит, что ему нужно то же, что и всем автомобилистам: комфорт.