К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как стать оратором


Я выступаю часто — около 80 раз в год, включая работу модератором

Публичные выступления венчают список человеческих страхов. Считается, что они соседствуют в этом перечне с боязнью змей и прыжков с парашютом. Но не верьте этому. Большинство читателей журнала Forbes предпочло бы выступить с речью, нежели оказаться в яме с питонами. Ведение бизнеса требует публичных презентаций, и если вы владеете или руководите сколько-нибудь значительной компанией, то у вас достаточно возможностей, чтобы стать хорошим оратором. Или, по крайней мере, избавиться от страха.

Я не берусь оценивать свой ораторский талант, но выступаю я очень часто — около 80 раз в год, включая работу модератором на разных конференциях. И готов дать вам несколько советов.

• Избегайте использования презентаций, написанных в PowerPoint. Лучше рассказывайте публике истории.

 

• Если же все-таки приходится прибегать к помощи PowerPoint, то используйте его лишь в качестве отправной точки. Помню, как применила PowerPoint одна дама, которая рассказывала о предпринимателях из небольших американских городов (кто не знает — это такая неопрятная молодежь). Докладчица делала особый упор на важность начального капитала и не показывала никаких слайдов. А потом задала аудитории вопрос: дали бы вы этим ребятам кредит? И показала фото отцов-основателей Microsoft: Билла Гейтса, Пола Аллена и еще девятерых юнцов придурковатого вида. Все взорвались хохотом — мысль была донесена до аудитории наилучшим образом.

• Отходите от кафедры. Ходите по сцене. Да, это означает, что вы должны знать материал в достаточной мере, чтобы обходиться без конспектов или телесуфлера. Лично у меня не хватает способностей одновременно ходить и менять слайды. Поэтому я не пользуюсь PowerPoint.

 

• Как только вы научитесь говорить без подсказки и ходить по сцене, произойдут две важные вещи: аудитория будет постоянно сосредоточена на вас, а вы — на аудитории. Сами подумайте: на кого еще вам остается смотреть, если нет ни записей, ни PowerPoint?

• Не смотрите на аудиторию как на однородную толпу людей в костюмах. Смотрите в лицо каждому человеку. Выберите двух-трех в секторе и задерживайте взгляд на каждом лице на пять секунд перед тем, как двинуться дальше.

• С чего начать речь? Лично я благодарю спонсора и аудиторию, а затем задаю слушателям вопросы. Вы пессимисты или оптимисты в отношении экономики? Акции будут расти или падать? Заданные вопросы успешно решают сразу две задачи: они устанавливают связь с аудиторией, создавая впечатление, что вы вместе участвуете в процессе, и, кроме того, спрашивая других, вы успокаиваете себе нервы.

 

• Вы боитесь, что будете обливаться потом, как загнанная лошадь? Я тоже этим переболел. Мне, извините за подробность, помог крем-антиперспирант, который я наносил на лоб, нос, щеки и шею непосредственно перед выступлением. Я делал это на протяжении нескольких лет. Теперь крем не нужен, поскольку я избавился от страха.

• Когда я выступаю по телевидению, то всегда надеваю голубую рубашку. Произнося речь перед живой аудиторией — белую. Белое лучше всего смотрится вживую и не потемнеет, даже если вы слегка перегреетесь. В Америке все помнят пятна пота на голубых рубашках Альберта Гора во время президентской кампании 2000 года. Никогда не допускайте, чтобы это произошло с вами.

• Когда вы выступаете перед сотрудниками собственной компании, одевайтесь так же, как они, или чуть лучше. Если держите речь перед чужим коллективом или на конференции, то всегда надевайте костюм. Даже если на приглашении стоит «business casual».

• Шутите, но делайте это спонтанно, по делу и в соответствии со вкусами аудитории. Никогда не подшучивайте над слушателями. Как чумы избегайте заранее заготовленных шуток.

• Сделайте вашу речь энергичной. Жестикулируйте. Повышайте голос. Переходите на шепот. Будьте живее.

 

• Кстати, вам никогда не удастся убедительно изобразить страсть. Она должна быть настоящей. Вы должны глубоко верить в то, что говорите.

• Заканчивайте речь решительно и не бойтесь аплодисментов. Я старался как можно быстрее уйти со сцены, пока спонсор не открыл мне, что аудитория сама хочет похлопать, буквально нуждается в этом. Это кульминация.

• Отправьте написанную от руки записку с благодарностью или небольшой подарок (если это уместно) тем, кто предоставил вам площадку для выступления.

Выполняйте все перечисленное выше, и я обещаю, что вы станете очень востребованным оратором.

 

Практикум на YouTube

На портале YouTube.com размещено множество записей известнейших выступлений. Тем, кто понимает по-английски, будет очень полезно посмотреть их. Пара примеров:

Берт Рутан, «Хьюстон, у нас проблема!». Самый известный в мире авиаконструктор критикует правительственную бюрократию и излагает свои доводы в пользу частных космических путешествий.

Стив Джобс, речь на присуждении степеней в Стэнфордском университете. Глава Apple рассказывает, как учиться на собственных ошибках. F

Автор — издатель американского журнала Forbes

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+