Владелец «Уралсиба» Николай Цветков организовал оздоровительную корпорацию. Тем временем его финансовая корпорация переживает не самые лучшие времена
В корпоративной столовой головного офиса финансовой корпорации «Уралсиб» желающие могут заказать блюда вегетарианской кухни. Топ-менеджеры компании увлекаются восточными психофизическими практиками, продлевающими жизнь и молодость, например индийской йогой и китайской системой цигун. Сам владелец «Уралсиба» Николай Цветков (состояние $9 млрд, 12-е место в «Золотой сотне» Forbes) редко пользуется лифтом, предпочитая подниматься на четырнадцатый этаж в свой кабинет по лестнице. Он приверженец здорового образа жизни.
Цветков в последнее время отошел от оперативного управления «Уралсибом» и сосредоточился на развитии побочных проектов. Он приобрел компанию «Палисад», занимающуюся ландшафтным дизайном и озеленением. В сентябре 2006 года на западе Москвы на деньги Цветкова открылся супермаркет «Грюнвальд», торгующий экологически чистыми продуктами. Новый проект миллиардера — «Оздоровительная корпорация (ОК) Мета» — должна объединить сеть медицинских клиник с фитнес- и оздоровительными центрами.
«Мета» планирует реализовывать программы управления здоровьем, созданные на основе лучших достижений традиционного и классического опыта восстановления, накопления и поддержания энергии, развития возможностей, заложенных в людях от природы», — объясняет руководитель «ОК Мета» Андрей Куликов. В середине 2008 года «ОК Мета» собирается открыть реабилитационно-оздоровительный комплекс с wellness-курортом и центром «управления здоровьем и саморазвития человека». Комплекс общей площадью 5000 кв. м расположен в районе Новодевичьего монастыря в Москве. Сумму инвестиций в него и в «Мету» в целом Куликов не называет. По оценкам специалистов, организация одного wellness-центра (фитнес плюс спа) обходится в $10–25 млн. Кроме того, сотрудники «Меты» сейчас ищут площадки для строительства загородных курортов в экологически чистых местах страны. Один из них разместится в Подмосковье, для других рассматриваются площадки в Хакасии, Свердловской и Иркутской областях, а также на Камчатке.
Проект «Грюнвальд» (торговля экологически чистыми продуктами) задумывался как сетевой, однако новых магазинов пока не появилось — в России отсутствует культура потребления чистых продуктов за большие деньги. Есть ли шансы у «Меты»? В московском wellness-центре Rixos Royal Spa (годовой абонемент с полным набором услуг стоит $40 000) говорят, что за восемь месяцев работы он заполнился под завязку. По словам управляющего Rixos Royal Spa Владислава Кузина, на этом рынке «огромные просторы для дальнейшего развития».
Но каковы перспективы основного бизнеса — корпорации «Уралсиб», объединяющей банк, компании, управляющие активами, а также страховые и лизинговые компании?
Летом 2006 года президент «Лукойла» Вагит Алекперов из контролирующего акционера «Уралсиба» превратился в миноритария с пакетом 7% (его долю выкупил Цветков), после чего вывел из структур финансовой корпорации свой пакет акций «Лукойла». Во многом благодаря этому пакету «Уралсиб» год от года показывал превосходные результаты (за счет переоценки дорожающих акций).
Во втором полугодии 2006-го «Уралсиб» начал нести убытки — если к началу июля банк получил чистую прибыль 4,8 млрд рублей, то по результатам года она составила 4,2 млрд рублей. Убыток банка по итогам первого полугодия 2007-го составил 2,8 млрд рублей. (Портфель акций «Лукойла» сократился с 13,2 млрд рублей до 2,8 млрд рублей.)
В 2007 году «Уралсиб», по данным «Интерфакс-ЦЭА», переместился с шестой на девятую строчку в списке крупнейших банков по активам. За девять месяцев его активы выросли всего на 8% — до 312 млрд рублей. У банков, которые оказались впереди, средний прирост активов составил 40,5%.
[pagebreak]
Возможно, не все так плохо. По мнению старшего аналитика ИФК «Метрополь» Марка Рубинштейна, худшее для банка уже позади, хотя для дальнейшего роста необходимо реализовать амбициозные планы по развитию розничного бизнеса в регионах. «Плохие результаты связаны с тем, что банк меняет стратегию, разворачивается, если раньше его работа строилась на операциях с ценными бумагами, то теперь его хотят сделать более понятным, прозрачным коммерческим банком, у которого основная часть приходится на процентные доходы и комиссионные», — говорит Рубинштейн.
Сам Цветков не смог дать комментарии для этой статьи. А официальный представитель банка отказался обсуждать личные проекты миллиардера и их влияние на основной бизнес.