С тех пор как поэт Тютчев написал свое, возможно, самое знаменитое стихотворение про то, что «умом Россию не понять», прошел 141 год. Но мысль по-прежнему актуальна — и это ли не признак постоянства? Понимать с рациональных позиций устройство российской политической системы и экономики и впрямь трудно, приходится делать много допущений: считать, что Дума с Советом Федерации — это действительно парламент или, например, что судебная система защищает права собственности, лишь иногда давая странные сбои. Остается, как и в середине XIX века, «только верить». В общем-то, не самый плохой совет. На месте инвесторов я бы продолжал верить в Россию.
Инвестбанкиры уверяют, что рынок акций продолжит расти в 2008 году. Правительство повышает прогнозы роста ВВП и производства в обрабатывающих отраслях. Социальный уклон, наметившийся в последнее время в политике, гарантирует приток денег на потребительские рынки в виде пенсий, пособий и субсидий. Это, правда, грозит обернуться контролем над ценообразованием, но в последнее как раз верится с трудом.
Да, в сфере крупной собственности наметилась опасная тенденция к национализации. По сути это очередной передел собственности, который прикрывается идеологическими установками вроде «вернуть награбленное», «восстановить социальную справедливость», «загрузить нашу промышленность заказами». О том, как выглядит на практике переход от либеральной рыночной политики построения отдельно взятой компании к созданию компании, ориентированной на «реальный сектор» (это слово опять вернулось в лексикон), читайте в материале Михаила Козырева «Что новому хозяину надо» (стр. 82).
Чтобы не терять веру в экономический успех, нужны, конечно, определенные основания помимо стабильно растущих цен на нефть. Они есть. Во-первых, одна из ключевых отраслей — электроэнергетика — прошла в своей реформе «точку невозврата». Положительное влияние этой реформы на всю остальную экономику мы еще увидим. Во-вторых, успешно работает механизм фондового рынка — а это самое рыночное явление, которое только можно придумать. Даже компании, выстраивающие разного рода партнерства с государством, становятся публичными акционерными обществами (см. статью Игоря Попова «Выход к морю» на стр. 50), что вносит в ситуацию столь важную прозрачность. В-третьих, развиваются телекоммуникации и интернет, а это самые мощные «либерализаторы» экономики.
В январе 2005 года мы опубликовали статью «Четыре простых пункта» с подзаголовком «Довольно дискутировать — пора сконцентрироваться на основных точках роста». Тогда мы призывали государство определиться, какие отрасли оно поддерживает, а какие нет. Бессмысленно, например, тратить силы на развитие производства телевизоров, если кто-то все равно сделает их лучше. «Четыре простых пункта», которые мы перечислили: машиностроение (особенно связанное с добычей полезных ископаемых и переработкой их), транспорт, строительство и финансовые услуги. За прошедшее время этот совет не утратил актуальности. Три года — это все-таки не 141.