Хотя этот номер журнала Forbes рекомендован к продаже по 100 рублей, вы, возможно, отдали за него больше денег. Начиная с сентября цены на продукты питания пустились в пляс. Повышенным ценам на другие товары тоже никто не удивляется. И впереди нас ждут новые инфляционные рекорды. Вот несколько доводов в пользу такого прогноза, почерпнутых в основном из этого номера Forbes.
— Рост зарплат в среднем за год составил в России 10–15%. А компенсации топ-менеджеров выросли гораздо сильнее: в инвестиционных банках, например, они увеличились за год в два раза.
— Многие рынки в России монополизированы или контролируются небольшой группой компаний, которые почти не конкурируют за покупателя. Прочитайте на стр. 50 о том, почему лекарство феназепам подорожало сразу на 800%. Я недавно изучал стоимость легких (до 1,5 кг) ноутбуков в России и в США: у нас они на 50% дороже. Я понимаю, что есть импортные пошлины, но дело явно не в них, а именно в отсутствии конкуренции в этой ценовой нише. Заранее прошу прощения за цены на технические новинки, приведенные в материале «9 чудес света»: они американские, в России за тот же товар могут просить любую произвольно большую сумму.
— Перед сменой президента околокремлевская бизнес-элита решила создать несколько государственных корпораций. Им выделены миллиардные бюджеты, контроль над расходами скрыт от публики. А неэффективные инвестиции — отличный способ подогреть инфляцию.
— Более трети продуктов питания, потребляемых в России, ввозится из-за рубежа. Наше собственное сельское хозяйство, увы, не может обеспечить перерабатывающую промышленность ни мясом, ни зерном, ни молоком. Изменения на мировых рынках продовольственного сырья отзываются в России двузначным (в процентах) ростом цен на продукты питания.
— Естественные монополии повысят цены на газ и электричество с нового года — им нужны деньги на инвестиции.
— В октябре в Китае зафиксирована самая высокая инфляция за последнее десятилетие — 6,5% (по итогам года). Цены на продукты питания за год выросли на 17,6%. Свинина — один из ключевых продуктов в Поднебесной — подорожала с октября 2006-го на 55%. Стоит ли объяснять, что от китайской инфляции зависят цены на одежду, электронику, мебель и прочие товары, потребляемые во всем мире?
По уровню годовой инфляции мы откатились примерно в 2003 год. Это, конечно, не трагедия — в 2003-м, например, в России решили издавать журнал Forbes, и с тех пор он неплохо развивается. Но вот вопрос: сможет ли государство бороться с нынешней инфляцией теми же методами, что и четыре года назад, если причины роста цен уже другие?