Журнал Forbes провел исследование с целью выявить перспективные имена в современном российском искусстве
Подступиться к русской классике все сложнее — шестизначные цены на работы художников начала XX века уже никого не удивляют. К тому же уровню подбираются и работы советских концептуалистов. Лучшие авторы последних 10 лет стоят уже от $100 000 и выше. Как быть коллекционеру, не готовому тратить такие деньги?
Единственный способ — вкладывать деньги в актуальное искусство, выбирая пока еще недооцененных авторов. Журнал Forbes решил помочь сделать правильный выбор. Мы обратились к 13 экспертам — галеристам, коллекционерам, критикам — с просьбой отобрать самых интересных, на их взгляд, художников. В общей сложности эксперты назвали 95 имен. Из них 23 художника (творческие группы) упоминались как минимум два раза — шорт-лист опубликован на этой странице, а семь наиболее часто упоминаемых экспертами авторов представлены в отдельном фотопроекте,
Как ни странно, большинство опрошенных оказались скупы на похвалы. Общее ощущение: талантливые художники есть, но их мало. Владимир Овчаренко, владелец галереи «Риджина», сравнил, например, арт-рынок с рынком мобильных телефонов — телефон изобретен, но тем не менее производители вынуждены каждый месяц выпускать новые модели. То же самое, по его мнению, должен делать и современный художник — привнести нечто оригинальное в то, что уже существует. Овчаренко так определил критерии выбора: «Для меня важен авангард, новаторство или амбиции, позволяющие предположить, что через 5–10 лет этот художник станет по-настоящему конкурентоспособным».
Хотя большинство представленных художников имеют работы, выполненные в традиционной форме (живопись, скульптура, фотография), некоторые предпочитают использовать более широкий спектр выразительных средств: от инсталляции и перформансов до видео. «Искусство уходит от фигуративности, объектности, от того, что можно поставить в угол», — говорит куратор российской экспозиции на Венецианской биеннале Виктор Мизиано. Все популярнее становится видеоарт. В числе художников, набравших в нашем рейтинге наибольшее количество голосов, оказались работающие в жанре видео Виктор Алимпиев и группа Bluesoup.
Качественное произведение декоративного характера, по мнению главного редактора журнала «АртХроника» Николая Молока, всегда будет востребовано, но будущее, возможно, за новыми формами. «Глянцевое, гламурное видео или работы, подобные Action Half Life художественной группы AES, несмотря на ее жесткость и остроту, ждет большой успех», — уверен Николай Молок.
Будут расти и цены. За последние три года стоимость работ перечисленных в нашем проекте авторов выросла в 2–3 раза и более. Если еще несколько лет назад за $1000 можно было приобрести сразу несколько произведений, то сейчас, к примеру, цена на некоторые работы одной из самых молодых художниц Дианы Мачулиной уже достигает €10 000. Отдельные произведения Ростана Тавасиева на Первой московской биеннале в 2005 году оценивались всего в несколько сотен долларов. С тех пор их стоимость увеличилась в несколько раз.
Конечно, не стоит ожидать, что работы в новых жанрах будут стоить столько же, сколько и привычная станковая живопись. Мизиано уверяет, что серьезное значимое произведение искусства не всегда имеет коммерческий успех, и приводит в пример одного из самых модных французских видеохудожников Анри Сала. «Видеоарт по определению будет дешевле, — добавляет Николай Молок. — Это новая тиражная технология, какой в прежние времена была графика». Например, 1-я копия из пятого тиража (видео имеет ограниченный тираж, цена возрастает от копии к копии) работы «Соловушка» (Sweet Nightingale) Виктора Алимпиева стоила €5000, последняя, 5-я, стоит уже €30 000. Цены на некоторые работы Алексея Каллимы также превышают €30 000.
«Современное искусство — это соединение таланта, мастерства и мысли, интеллектуальной идеи произведения», — говорит Емельян Захаров, владелец галереи «Триумф» и один из самых известных арт-дилеров России. Благодаря опрошенным нами экспертам удалось, мы надеемся, отобрать авторов, соединивших в себе мастерство и талант. Ну а оценивать интеллектуальную идею каждого произведения — дело зрителя и покупателя.