К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Особые отношения


В горных районах Алтая разместятся сразу три особые экономические зоны. Как регион получил такие привилегии?

Прожив полгода у мужа в Голландии, Ирина Ляутес затосковала и запросилась на родину, в Алтайский край. Бригадир-строитель Ян Ляутес сел за подсчеты. Был 2002 год. Нидерланды переходили на евро, аналитики предрекали рост цен и экономическую стагнацию. А у Ирины был кусок земли на Алтае в селе Ая — недалеко от одноименного озера, окрестности которого в летние месяцы заполняют тысячи туристов. «Там блестящие перспективы», — решил голландский муж и начал паковать чемоданы.

Жалеть не пришлось. Гостевой домик, построенный «на пробу», окупился за один сезон. Посетители «страусиной фермы» (загон, в котором обитают восемь птиц), приносят по 5000 рублей в месяц. Предприимчивый голландец ждет туристического бума: строит еще 12 коттеджей плюс особняк в виде ветряной мельницы, «для VIP-гостей». На чем основан оптимизм Ляутеса?

Республика Алтай (от тюркского «золотые горы») и прилегающие к ней горные районы одноименного края (два разных субъекта Федерации) — это 100 000 кв. км нетронутой природы. В долинах и по берегам горных рек проживает около 200 000 человек, основа благосостояния которых — дотации федерального бюджета, сельское хозяйство и, совсем немного, туризм. Власти Алтая любят сравнивать этот край со Швейцарией — те же альпийские луга, водопады, чистый воздух и т. д.

 

Республика будто специально создана для приема туристов из богатой Сибири и нефтеносного Севера. До Сочи, Хургады или горнолыжных курортов Франции — много часов лета. А, к примеру, на климатический курорт Чемал в Горном Алтае, по количеству солнечных дней в году спорящий с Крымом, можно доехать на машине.

Можно — но не едут. В год этот регион посещает 600 000–650 000 туристов. Та же Швейцария, которая вдвое меньше Алтая по площади, принимает в 11 раз больше гостей.

 

Причины, сдерживающие приток туристов, очевидны — практически полное отсутствие инфраструктуры. Вернемся в село Ая. Через два дома от участка Ляутесов блестят огромными окнами корпуса туркомплекса «Стик-тревел». Комплекс на месте бывшей спортбазы начали строить в 2001 году барнаульский предприниматель Андрей Степурко и его сестра Елена. Уже стоят гостиница и коттеджи на 113 номеров, оздоровительный центр, ресторан, кафе и ночной клуб. В центре расположен бассейн, диковинное для Алтая сооружение. Цены — от 350 рублей за сутки в летних домиках, до 3000 рублей в гостинице. «Заполняемость в сезон стопроцентная», — с гордостью сообщает Елена Степурко.

Пока Степурко беседует с корреспондентом Forbes, персонал «Стик-тревел» пытается справиться с энергетическим кризисом. Не так давно авария на линиях электропередач отрезала комплекс от внешнего мира; этим утром сгорел и дизель-генератор «Стик-тревел». Комплекс, соданный с претензией на европейский уровень комфорта, остался без еды, воды и канализации. «Электричество — главная проблема, — разводит руками Степурко. — Все линии старые и слабые».

Транспорт тоже проблема. Большая асфальтированная дорога в Горном Алтае всего одна — это знаменитый Чуйский тракт, имеющий по одной полосе движения в каждую сторону. Ближайший аэропорт, способный принимать магистральные самолеты, расположен в Барнауле, в 300 км от горного Алтая. Трансфер от аэропорта до турбазы занимает шесть-восемь часов автобусом по извилистой дороге. Это плохо, но скоро ситуация изменится. Местные власти обещают, что уже через пять-семь лет инфраструктурные проблемы будут решены и поток туристов увеличится до 5 млн человек в год. Так уверяют авторы будущего экономического чуда.

 

На арендованном в Новосибирске автомобиле (на Алтае нормальных прокатных фирм пока нет) мы пытаемся угнаться за идущим впереди «мерседесом». За окнами промелькнуло село Ая, голландская страусиная ферма… Не доезжая до моста через горную реку Катунь, естественную границу между краем и республикой, «мерседес» уходит вправо. Асфальт быстро сменяет щебенка, 40 минут прём в горы в плотной пыли под градом летящих из-под колес камней. Пересаживаемся на «уазики» — и еще час ралли-рейда по еле заметным тропам, по каменистому руслу реки, через заболоченные овраги. Все, приехали. Прибывший на «мерседесе» глава Алтайского района Алтайского края Виктор Коршунов демонстрирует красоты вверенной ему территории. Из-под отвесной скалы с шумом вырывается водный поток — чем не приманка для туриста? Для этого места Коршунов уже нашел инвестора: будут строить оздоровительную базу отдыха с фермой оленей-маралов.

Алтайский район, примыкающий к Республике Алтай, никогда не был туристической Меккой, даром что расположен в живописных предгорьях. В советские времена район славился рекордными надоями молока и высокими урожаями пшеницы твердых сортов. Придя к руководству края в 1997 году, бывший охотовед Виктор Коршунов решил изменить ситуацию. «Я туризмом еще в конце 1980-х деньги начал зарабатывать», — рассказывает он. Охотничья база Коршунова (сейчас ею управляет брат) расположена в местности под названием Дунькина Яма — глухом предгорном углу в 30 км от райцентра. Бревна для строительства охотничьих домиков Коршунов таскал в Яму на спине. Дорогу строить не хотел принципиально, чтобы не нарушить естественный ландшафт. «У меня побывали охотники со всей Европы, — хвалится бывший предприниматель. — Они и учили, что все должно быть натурально и естественно».

Летом 2001 года Коршунов привез на берег Катуни владельцев и руководителей компании «Алтай-Известь» и предложил им землю для строительства туристического комплекса. Инвесторы согласились. «Алтай-Известь» — дочерняя компания ООО «СУ АМЗ», одного из крупнейших застройщиков Барнаула. Компания сдает по 10 000 кв. м жилья бизнес-класса в год. «Мы рассматривали проект как еще одну площадку для строительства, — объясняет в интервью Forbes совладелец ООО «СУ АМЗ» и «Алтай-Извести» Александр Тумбарцев. — Построил — продал».

«Алтай-Известь» взяла в аренду участок 3200 га, еще 150 га земли бывшего села Тавда приобрели в собственность. Проект получил имя «Бирюзовая Катунь». Построили две гостиницы, новый автомобильный мост через реку, дорогами связали территорию с транспортной сетью района и вырыли искусственное озеро площадью 4,2 га и глубиной до 5 м. Весной огромную чашу наполняют водой из Катуни, в течение сезона поддерживают чистоту и даже температуру воды, а осенью сливают. Мест для купания на Алтае не хватает. Горные реки и озера не прогреваются, а на берегах теплых озер Манжерок и Ая летом как на городском пляже Сочи. Так что озеро «Алтай-Известь» пришлось потребителям по вкусу — летом в солнечный день здесь купается до 8000 человек.

«Мы сразу решили, что проект должен быть масштабным, — вспоминает бывший гендиректор «Алтай-Извести» Евгений Востриков (когда готовился номер, Вострикова назначили главой территориального управления Агентства по управлению особыми экономическими зонами). — Чтобы, находясь в комплексе 7–10 дней, человек каждый день открывал для себя что-то новое». Получилось даже масштабнее, чем ожидали.

 

В августе 2005 года губернатором Алтайского края вместо погибшего в автокатастрофе Михаила Евдокимова стал начальник одного из управлений администрации президента России Александр Карлин. Новый руководитель имел связи и твердое намерение привлечь деньги из Москвы. Попытки получить средства из Инвестфонда для развития инфраструктуры или открыть в крае особую экономическую зону промышленно-производственного типа успехом не увенчались. Тогда родилась идея особой туристической площадки. Первая редакция закона об особых экономических зонах ничего не говорила о туризме, но это поправимо. «Не только мы, но все же и мы в том числе лоббировали изменения в законе, которые бы позволяли создавать туристические свободные экономзоны», — говорит алтайский губернатор в интервью Forbes.

В конце 2005 года Карлин посетил «Бирюзовую Катунь», оценил возможности. Дальше предприниматели и чиновники работали в одной связке. В марте 2006-го проект презентовали на международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM-2006 в Каннах. В июне того же года закон об особых экономических зонах был дополнен положением о туристических площадках и стартовал конкурс на распределение таких площадок между регионами. Было подано 28 заявок. Замглавы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрей Алпатов отмечает, что только в алтайском проекте были отражены уже построенные и действующие объекты, а также готовые исполнители будущего проекта (резидентов зоны), остальные регионы предлагали чистые поля.

В декабре 2006 года «Бирюзовая Катунь» стала одной из семи площадок-победителей. Насколько был задействован административный ресурс? Алтайский губернатор отвечает уклончиво. «Я встречался с президентом России в августе прошлого года, он очень тепло отзывался о нашей природе и людях, здесь живущих, — говорит Карлин. — Германа Грефа я знаю семь лет. Связями своими я не злоупотребляю, но и не пренебрегаю. Проект был сам по себе хороший». «Алтайская туристическая зона и сейчас идет впереди всех, — добавляет Андрей Алпатов. — Здесь уже утвердили границы, на выходе архитектурно-строительная документация, в то время как остальные зоны трудятся над концепциями».

По странному стечению обстоятельств свою туристско-рекреационную зону получила и Республика Алтай — всего в нескольких километрах от «Бирюзовой Катуни», на другом берегу реки. Ходили слухи, что устроители конкурса просто не поняли, что у республики и края разные заявки: Алтай, он и есть Алтай. Более правдоподобная версия: проект «Бирюзовой Катуни» потребует масштабных вложений в инфраструктуру, обустройство еще одной зоны неподалеку повышает эффективность этих инвестиций.

 

«Алтай-Известь» — крупнейший, но не единственный участник проекта «Бирюзовая Катунь». Каждый инвестор, который согласится разместить на выделенной площадке (3220 га) гостиницу, ресторан или развлекательный объект, получит освобождение от ряда федеральных и местных налогов. Предполагается также, что край и Федерация выделят 2,1 млрд рублей на внутреннюю инфраструктуру зоны (вода, канализация, газ); еще 3,5 млрд рублей должно пойти по программам Росавтодора, РАО ЕЭС и «Газпрома» на улучшение энергоснабжения региона и расширение сети дорог. Ключевой момент — расположенный всего в 80 км маленький аэропорт города Бийска обещают реконструировать для приема больших самолетов.

Еще около 5 млрд рублей бюджеты всех уровней должны потратить на обустройство «родственной» (и пока безымянной) зоны в соседней Республике Алтай. И это по замыслу Александра Карлина только начало большого проекта.

«Пошли за грибами, так из куста вылез снайпер. Ступайте, говорит тетки, нет здесь грибов», — пожилая жительница Белокурихи вспоминает, как этот алтайский город-курорт в 2003 году посещал президент Владимир Путин. У главы администрации Белокурихи Александра Каменева свои впечатления: «Приезд президента коренным образом изменил экологическую ситуацию в городе». «После Путина» к городу ускоренными темпами потянули газопровод. Уже в этом году городская котельная должна перестать выбрасывать в горный воздух угольную сажу.

Курорт Белокуриха, предлагающий целебные радоновые ванны, зажат на 400 га земли между двумя горными хребтами. В санаториях и гостиницах курорта (3500 мест) мест нет ни зимой, ни летом. Чего не хватает главе перспективного курорта? «Денег», — честно отвечает Каменев. Бюджет Белокурихи в 2006 году — 100 млн рублей, для благоустройства городской территории этого недостаточно. Решение проблемы — резкий рост числа принимаемых туристов. Власти края берутся организовать этот рост.

 

Согласно принятому в этом году закону о госрегулировании азартных игр, в 20 км от Белокурихи у села Солоновка к 2009 году будет размещена одна из четырех российских игорных зон — алтайский «Лас-Вегас». Предполагается, что весь сибирский игорный бизнес будет сосредоточен в горной долине площадью около 100 кв. км. Здесь разместятся казино, залы игровых автоматов, гостиницы, развлекательные комплексы и т. д. Алтаю подарили еще одну особую зону по традиционным причинам: удачное расположение и лоббистские усилия администрации Алтайского края. Три зоны, по мысли Александра Карлина, должны стать локомотивами создания «Алтайской курортно-рекреационной местности» — в комплекс войдут четыре предгорных района края и курорт Белокуриха. План привлечения инвестиций всех видов в этот мегапроект — 38 млрд рублей до 2012 года. Впрочем, пока это только план.

«Кому здесь нужна эта игорная зона?» — пожимает плечами Александр Воронков, крупнейший предприниматель Алтайского района. Воронков управляет алтайским сырзаводом, мараловодческим хозяйством на две тысячи голов, турбазой и оздоровительным центром в горах. В лечебнице Воронкова мужчины средних лет поднимают потенцию пантовыми ваннами — купанием в отваре из молодых рогов оленей. Среди отдыхающих Воронков не видел любителей казино, его клиентам больше нужен покой и горный воздух. «Я только одно могу предположить, как чиновники всех уровней будут рубить деньги, — говорит он. — Может, создание зон вещь и хорошая, но меня всегда настораживает, когда государство начинает вмешиваться».

Скептиков хватает. Кто-то, как Воронков, говорит, что опыт Лас-Вегаса на Алтае неприменим — игроки с большим удовольствием поедут в казино Европы, чем в село Солоновка. Кто-то указывает, что Александр Карлин зря рассчитывает на миллионы гостей. Даже тех туристов, кто решит отказаться от Швейцарии или Франции в пользу российских курортов, с высокой долей вероятности переманят особые туристические зоны на берегах Байкала (такие площадки получили Иркутская область и Республика Бурятия). Роскошные гостиницы в Белокурихе и «Бирюзовой Катуни» могут остаться без постояльцев.

Наконец, схема «делаем зоны на базе готовых частных объектов», которой так гордились местные власти, дала сбой. Заявка Республики Алтай базировалась на проекте горнолыжного курорта, который строит на горе Синюха у озера Манжерок московская группа «Алемар» (принадлежит бывшему топ-менеджеру РАО «ЕЭС России» Леониду Меламеду). Здесь будет 32 трассы, 16 подъемников, туристическая деревня, гостиница, рестораны и все остальное, что нужно горнолыжнику для счастья, на 2,8 млрд рублей. На Синюхе уже полным ходом идут подготовительные работы, вырублены просеки под будущие трассы, тяжелая строительная техника выкорчевывает огромные пни.

 

Но, как выяснилось, резидент туристско-рекреационной зоны не может иметь в частной собственности землю на территории этой самой зоны. Если имел — должен продать ее государству, чтобы потом на конкурсе попытаться отыграть право аренды этого участка. «Алтай-Известь» вернула стране свои земли с легкой душой («Главное, мы имеем совместный проект с государством», — воодушевлен совладелец компании Александр Тумбарцев). А вот «Алемар» от такой схемы отказался. Новая площадка для республиканской экономзоны разместится в десятке километров от Манжерока, на берегу Катуни. Границы зоны еще не определены, неясно также, кто станет главным инвестором.

Алтайские власти сомнения скептиков отметают. «Алемар» вышел из проекта? Ничего. «Льготы экономической зоны они не получат, но на своем уровне мы им помогать будем, и в декабре 2008 года мы с этой горки обязательно спустимся, — уверяет первый вице-премьер Республики Алтай Сергей Тевонян. На стене его кабинета висит график реализации проекта «Алемара». — У нас проект по датам расписан. Сроков не срываем». А в оставшейся без «Алемара» особой зоне к 2011 году появится семейный оздоровительно-спортивный комплекс на 3500 мест — чиновники просто уверены в этом. В качестве возможного резидента зоны называют московскую АФК «Система».

Не хватит своих туристов? Привезем на Алтай посла Японии Ясуо Сайто, чтобы он во всеуслышание заявил, что местный «богатый туристический ресурс очень привлекателен для зарубежных туристов». Игорная зона не привлечет посетителей? Александр Карлин уверяет, что симбиоз игорной и туристических зон даст кумулятивный эффект. В ход идут веские аргументы: «Для некоторых одержимых игрой природа Алтайского края создает особые условия для релаксации и примирения с действительностью» (из выступления губернатора на пресс-конференции в Москве).

В сельской администрации Солоновки сообщают, что под игорную зону уже отведено 5900 га земли. Раньше дом в селе можно было купить за 20 000 рублей, теперь просят не меньше 1,5 млн рублей. Доволен даже участковый милиционер — получил от начальства новую «ниву» и четырех оперативников в подчинение. На Алтае вообще многие с радостью ждут обещанных перемен. Даже Александр Воронков, поворчав, начинает подсчитывать: «На Бирюзовой Катуни» сейчас уже людей как тараканов. Если дальше так пойдет, люди начнут искать мини-мирки на настоящем Алтае, без примесей. У меня, например». А супруги Ляутес напряженно решают, какими животными пополнить свой зоопарк: пора расширять бизнес. Ян говорит о шиншиллах, а Ирина мечтает привезти на Алтай кенгуру.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+