К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Все еще впереди


«Компания, как взрослый ребенок, может жить вполне самостоятельно»

Прошло почти 20 лет с тех пор, как самые активные, азартные и рисковые из нас начали свой бизнес. Пройдя многолетний путь, они добились впечатляющих результатов. Сейчас в их жизни многое изменилось. Другими стали их цели, интересы, приоритеты. Многие даже задумались: не пора ли поставить точку в своем бизнесе. Основываясь на своей консультативной практике, я бы выделила три основных мотива, которые чаще всего лежат в основе такого кардинального решения. Остановлюсь и на тех подводных камнях, которые могут встретиться на этом пути.

Вариант первый: «С меня хватит!» Находясь долгое время у руля своей компании, предприниматель просто устал нести на себе всю тяжесть бизнеса: постоянно все контролировать, думать о стратегии, о действиях конкурентов. Ему кажется, что настоящая жизнь давно проходит мимо. Все чаще от него можно услышать: «С меня хватит, надоело, баста!» Все труднее и труднее становится ему бороться с негативными эмоциями. Он хочет выйти из этой напряженной ситуации, и ему уже даже неважно как: продать бизнес, передать оперативный контроль кому-то другому. Для него как будто не имеет значения, что будет потом. Главный мотив — снять с себя эту ношу. Ему кажется, что, уйдя из бизнеса, он наконец-то вздохнет свободно, начнет читать, путешествовать, поправит здоровье, займется семьей, детьми...

Но как только он оказывается «на равнине» после множества выигранных битв и баталий, ему становится нестерпимо скучно и неинтересно жить. Что делать, к чему стремиться? Человек в экзистенциальном вакууме. Начинаются болезни, депрессия; все вокруг раздражает. Как не попасть в эту ловушку? Вначале нужно понять не только «чего я не хочу», но и «чего я хочу». Сначала нужно решить, в каком направлении двигаться, а потом уж собираться в путь.

 

Вариант второй: «Отдам в хорошие руки». Создатель бизнеса решился на то, чтобы отойти от оперативного управления своей компанией и передать ее наследнику или наемному менеджеру, оставив за собой лишь решение стратегических вопросов. Он считает, что готов наблюдать за своим детищем со стороны. Но даже в том случае, если наследник горит желанием работать, а нанятый топ — суперпрофессионал, могут возникнуть проблемы.

Зачастую, формально передав свое дело другому, предприниматель по-прежнему чувствует себя «за все в ответе», переживает за каждое решение. Он постоянно недоволен, считает, что другие все делают неправильно (на самом деле просто не так, как сделал бы он). Ему так и хочется «бить по рукам» своих преемников.

 

Он не смог перерезать эмоциональную пуповину, которая связывает его с компанией. Сделать это действительно неимоверно сложно. Особенно если компания — дело жизни ее основателя, как бы продолжение своего владельца. В этой ситуации важно действовать по принципу: «отдавая — отдавай». Если уж решился, надо действительно передать управление в другие руки, принять для себя, что компания, как взрослый ребенок, может жить вполне самостоятельно.

Третий вариант: «На новом поле». Предприниматель заработал достаточно денег и теперь хочет наконец-то заняться тем делом, о котором мечтал с детства. Он готов продать свой бизнес и заняться продюсированием кино, строительством яхт, галерейным бизнесом — тем, что на самом деле ему интересно.

Какая опасность подстерегает его на этом пути? Будучи состоявшимся человеком, мучительно трудно начинать все с нуля. А ведь наш герой давно привык быть асом в своем деле, он понимает тонкости рынка, уверен в своих решениях. В новой сфере у него нет опыта, он не знает многих тайн нового ремесла, поэтому нужна психологическая готовность занять на некоторое время ученическую позицию. Тогда можно преодолеть трудности перехода и довольно быстро пройти нелегкий адаптационный период.

 

В заключение хотелось бы сказать: успешно реализоваться в бизнесе смогли по-настоящему талантливые люди. Сколько бы окружение ни твердило: «Ему просто повезло. Оказался в нужном месте в нужное время», я уверена — победителями случайно не становятся. Для этих людей бизнес — самостоятельная и самодовлеющая ценность, а для многих еще и основное содержание жизни. Как говорят, бывших художников или бывших поэтов (если они настоящие) не бывает. Бизнесмен — это больше чем просто профессия, это судьба, образ жизни, подсознательно сложившийся «экзистенциальный проект». Поэтому уход из своего дела — в какой-то мере отказ от самого себя, отход от того, в чем ты уже реализовался, в чем себя проявил. И он может протекать тяжело и мучительно. Надо сто раз отмерить, прежде чем решиться на этот шаг.

Автор — профессор психологии, генеральный директор психологической 
консультативной компании «ММ-Класс»

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+