«Банановый король» Владимир Кехман возглавил театр оперы и балета. При чем здесь коммерческая недвижимость?
Застать нового гендиректора Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени Мусоргского в кабинете практически невозможно. Владимир Кехман, по совместительству владелец компании JFC, одного из крупнейших импортеров фруктов, то встречает делегацию из Смольного, то проводит оперативное совещание, то несется на переговоры к строителям. Директором одного из старейших в северной столице театров (ему теперь собираются вернуть прежнее название — Императорский Михайловский) Кехман стал в мае. Зачем? «Я не могу дать ответ, почему я это сделал и чего я от этого жду», — говорит бизнесмен.
Между тем директор он не номинальный. При поддержке Кехмана в театре установлена современная система пожаротушения, полностью заменена электропроводка, подписаны контракты с оперной примой Еленой Образцовой, готовится проект серьезной реконструкции. Кехман, по собственному признанию, уже потратил на подготовку к ней более 500 млн рублей.
Оказать театру помощь Кехмана, большого любителя джаза, надоумила Зорина Мыскова, советник министра культуры РФ и топ-менеджер компании «БДО Юникон Северо-Запад», выступавшей аудитором JFC при размещении еврооблигаций. «Идея родилась в течение нескольких минут — мы обсуждали ситуацию с культурой», — вспоминает Мыскова. Глава Комитета по культуре Санкт-Петербурга Николай Буров, который внес кандидатуру Кехмана, уверяет, что хозяином JFC движут личные амбиции: «Он прекрасно понимает, что любое его финансовое вложение [в театр] безвозвратно».
Возможно, дело не только в любви к искусству. Кехману нужны добрые отношения с петербургскими властями. Летом 2005 года глава JFC купил за $10–15 млн у владельца «Евросервиса» Константина Мирилашвили универмаг «Фрунзенский» на Обводном канале, рассчитывая снести монстра советской торговли и построить на его месте современный офисно-торговый центр (проект рисовала мастерская Нормана Фостера). По расчетам Марии Сорокиной, главы местного представительства компании «Миэль», аренда в таком месте будет стоить не менее $700 за кв. м в год. Однако петербургский Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) запретил сносить универмаг, поскольку причислил его к вновь выявленным культурным ценностям. Все попытки Кехмана переубедить главу КГИОП Веру Дементьеву оказались тщетными.
Но одно дело спорить с бизнесменом, другое — с деятелем культуры. «Мне питерские чиновники говорили, что он [Кехман] называет их теперь «коллегами», — иронизирует другой бизнесмен из северной столицы Александр Матт. В следующем году театр празднует 175-летие. Если все пройдет успешно, у Кехмана в переговорах со Смольным появятся новые аргументы.