Услуги семейного офиса могут обойтись намного дороже, чем рассчитывает его владелец. Особенно если ими заинтересуется налоговая
Бывший зампред Госком- имущества, президент общественной организации «Круглый стол бизнеса России» Петр Мостовой снимал коттедж в престижном подмосковном Архангельском, но платил за него не из своего кармана. По крайней мере, формально не из своего. Все арендные платежи в Управделами президента (этому ведомству принадлежит коттедж) аккуратно переводила фирма «Дейтер». В Архангельском Мостовой жил в 1999–2002 годах, а в апреле этого года прокуратура Северо-Восточного округа Москвы привлекла его в качестве подозреваемого по делу о неуплате налогов на 1,2 млн рублей (за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере грозит до пяти лет тюрьмы). Ведь по Налоговому кодексу Мостовой получил от «Дейтера» доход в натуральной форме, с которого нужно заплатить подоходный налог (13%).
Что считается доходом в натуральной форме? Критерий прост: закон предписывает уплатить подоходный налог, если третья сторона оплачивает за налогоплательщика какие-либо счета, например за отдых, питание, перелет, обучение и т. д. Налогом облагаются и услуги в любой форме: безвозмездное выполнение работ, консультации, изготовление товара. Так что на месте Мостового может оказаться любой.
Например, бизнесмен, пользующийся услугами семейного офиса. Такие фирмы создаются специально для решения ежедневных проблем состоятельных людей, специалисты хорошего семейного офиса справляются со всем — от управления личным капиталом до организации вечеринок для друзей. «На самом деле эти фирмы принадлежат самим же получателям благ, хотя могут быть оформлены на кого угодно», — рассказывает Мария Качалова, руководитель семейного офиса. «Психологически владельцу бизнеса трудно воспринять услуги, оплаченные собственной фирмой, как получение дохода, — говорит менеджер отдела налогообложения физлиц PricewaterhouseCoopers Евгений Сивушков. — Ведь по сути он просто перекладывает свои деньги из одного кармана в другой, и платить налоги в такой ситуации ему просто не приходит в голову». Но неприятие закона не освобождает от ответственности: компания, которая заплатила за предпринимателя, должна либо сама удержать с него подоходный налог, либо сообщить в налоговую инспекцию о том, что у такого-то физлица возникли налоговые обязательства, говорит налоговый адвокат Михаил Орлов.
Абсурд? Тем не менее в последнее время налоговики все чаще интересуются доходами граждан, в том числе полученными в натуральной форме. За два года налоговая служба разослала по инспекциям на местах девять писем с инструкциями, как взыскивать налог с натурального дохода — невиданная доселе активность. С помощью разъяснений из Москвы рядовой инспектор должен самостоятельно оценить стоимость подарка или взыскать с гражданина налог за его пребывание в отеле «за счет принимающей стороны». Есть ли уже результаты? Отдельной статистики об этом виде дохода ФНС не ведет, заявил корреспонденту Forbes представитель ведомства.
Доход в натуральной форме легко оценить, рассуждает Сивушков, достаточно знать размер счета за аренду аналогичной яхты, коттеджа или автомобиля. Причем легче всего поймать за руку людей богатых и знаменитых: всем известно, где они отдыхали, где живут и на чем передвигаются.
С необходимостью платить «натуральный» налог могут столкнуться не только миллионеры. Большинство россиян даже не подозревают, что у них появляются налоговые обязательства, если, к примеру, работодатель оплачивает их медицинскую страховку или спонсирует учебу.
Можно ли избежать уплаты налога с подобных доходов? Теоретически да, но на практике это сложно. Компания должна обосновать производственную необходимость оплаты услуг, оказанных конкретному гражданину. Он обязан быть сотрудником фирмы, а оплата услуг должна быть предусмотрена в его трудовом договоре и во внутренних документах компании.
Судебная практика по таким делам в России пока не сформировалась, поскольку состоятельные граждане предпочитают не доводить дело до суда. Не передано в суд и дело Мостового. Его адвокат, глава адвокатской коллегии «Сергей Мирзоев, Петр Мостовой, Юрий Вайнер и партнеры» Сергей Мирзоев, говорит, что Мостовой, скорее всего, воспользуется объявленной президентом налоговой амнистией, позволяющей добровольно уплатить налог за прошлые годы и тем самым избежать уголовного наказания. Амнистия, напомним, действует с 1 марта 2007-го по 1 января 2008 года и распространяется на доходы, полученные до 1 января 2006 года.