Ищете недооцененный рынок акций? Имеет смысл обратить внимание на Узбекистан. Впрочем, не рассчитывайте вложить в местные ценные бумаги слишком много денег
Инвестиционный директор Diamond Age Capital Advisors Джон Дэвис впервые побывал в Узбекистане в 1998 году, когда работал на одну из международных инвесткомпаний. Тогда, говорит он, в этой стране был только один отель, «где можно было жить», самолет в аэропорту приходилось ждать по нескольку часов, пока авиакомпания искала топливо… С тех пор Джон посетил Узбекистан еще 11 раз и теперь не без удовольствия отмечает, что в Ташкенте появились несколько пятизвездных отелей, большой международный аэропорт и компании, в которые хедж-фонд Diamond Agе может вложить деньги. Не миллиарды, конечно, но $5 млн уже инвестировано.
Дэвис отнюдь не типичный западный бизнесмен — для большинства Узбекистан все-таки остается слишком рискованной зоной. Transparency International ставит Узбекистан на 151-е место по уровню коррупции (Россия на 121-м). Всемирный Банк в справке на страну сообщает: «Права частной собственности часто нарушаются государственными правоприменительными органами». Президент Ислам Каримов руководит Узбекистаном с 1989 года, его отношения с Западом сильно испортились после жестокого подавления узбекской армией восстания в Андижане весной 2005 года (по данным правозащитников, погибло несколько сотен мирных жителей).
Экономика Узбекистана пока еще очень слаба. При населении в 27 млн человек ВВП страны составил в 2006 году лишь $16,7 млрд. Для сравнения: у Казахстана с его 15 млн человек — $78 млрд. Четверть ВВП Узбекистана приходится на сельское хозяйство, пятая часть — на промышленность. Средняя зарплата — $25 в месяц, и неудивительно, что население вынуждено зарабатывать на жизнь торговлей на рынках.
Имеет ли смысл в таких условиях инвестировать в Узбекистан? Российские компании уже давно ответили на этот вопрос положительно. МТС в 2004 году купила 74% первого по числу абонентов оператора мобильной связи Uzdunrobita, а в этом году довела пакет до 100%. «ВымпелКом» приобрел второго по величине оператора, Unitel, за $200 млн и четвертого, Buztel, за $60 млн. «Вимм-Билль-Данн» купил 77% «Ташкентсута», крупнейшего молочного комбината в Узбекистане. Интерес проявляют не только российские инвесторы: китайская коммуникационная компания Finex Ltd в этом году заплатила $5,2 млн за 35% узбекской почтовой службы «Узбекистон Почтаси».
Самые крупные сделки впереди. В конце 2006 года в Узбекистане было зарегистрировано 2114 акционерных обществ. Программа приватизации предусматривает продажу около 1000 из них. В обновленный перечень продаваемого имущества включены предприятия холдинга «Узбекнефтегаз» и блокпакеты акций предприятий «Узбекэнерго». Правительство намерено также продать пакет в 50% в «УзДЭУАвто» и АО «Самаркандский автомобильный завод», 8% которого уже принадлежит японскому автопроизводителю Isuzu.
В Узбекистане есть возможности и для частных инвесторов — они могут купить акции местных компаний на бирже «Тошкент». Ежедневно здесь работает около 10 брокеров, постоянно в продаже есть акции восьми эмитентов (все — банки, прошедшие листинг), но брокеры берутся найти для вас бумаги более 100 компаний.
Ликвидность всех бумаг, предупреждает директор компании Orient Capital Management (узбекского подразделения казахской инвесткомпании East Capital) Анвар Ирчаев, очень низкая. Например, 16 августа на бирже было три заявки на покупку и 102 — на продажу. Прошли 38 сделок с акциями 11 компаний общим оборотом $68 000. «Это напоминает российский фондовый рынок 1995 года», — говорит Ирчаев. Крупнейший инвестиционный банк, работающий в Центральной Азии, Ansher Group, оценивает капитализацию рынка Узбекистана в $1,5 млрд (против $85 млрд Украины и $65 млрд Казахстана).
Оборот на бирже «Тошкент» в 2006 году составил, как говорит эксперт аналитического центра биржи Гайрат Мамадазизов, всего $110 млн. (Это меньше, чем дневной оборот по некоторым голубым фишкам на ММВБ.) Кроме того, как поясняет он, часть оборота делает государство, продавая через биржу госпакеты в рамках приватизационной программы. Все это, впрочем, не мешает председателю правления биржи «Тошкент» Бахтиеру Худоярову рапортовать: «Рынок развивается хорошо, объем торгов ежемесячно растет».
Но будьте осторожны. Первое, о чем стоит предупредить инвестора: не обращайте внимания на индекс, рассчитываемый биржей. Он учитывает оборот торгов и поэтому растет, если проводятся крупные сделки, и падает, если обороты снижаются. За последний год индекс показал максимум в октябре 2006-го — 178,7 пункта, а минимум — в ноябре 2006-го — 22,4 пункта. В среднем, говорит Алишер Джуманов, заместитель председателя Ansher Group, котировки акций выросли на 35% с начала года. Приходится верить банкирам и брокерам на слово.
Что покупать? Наибольшая ликвидность у банковских акций. На них пришлось почти 40% оборота в первом полугодии. Купить их можно очень дешево, с коэффициентом цена/балансовая стоимость (P/Bv — price/book value) 0,3–0,7 капитала. (У котирующихся в России банков этот показатель — 3–4.) Насколько вырастут акции, не берется сказать никто — целевые цены указывать не принято. По словам одного брокера, до недавних пор это расценивалось регулирующими органами как введение инвесторов в заблуждение. Поэтому рекомендации лаконичны: просто «покупать».
Карен Срапионов, старший аналитик местной инвестиционной компании Avesta Investment Group, советует обратить внимание на третий и пятый по размерам активов банки — Узпромстройбанк и банк «Ипотека».
Узпромстройбанк принадлежит узбекским предприятиям нефтяной, газовой и энергетической промышленности. Около 30 000 акционеров — физические лица. В кредитном портфеле преобладают долгосрочные ссуды, удельный вес которых более 80%. Акции можно купить по $1,9 за штуку. Прибыль банка за 2006 год выросла почти в три раза, до $6,5 млн, активы — до $545 млн.
Чистая прибыль банка «Ипотека» в 2006 году выросла в три раза, до $2,6 млн, активы — в полтора раза, до $338 млн. Акционеры — предприятия и частные лица (около 20% акций). При этом в совете директоров банка заседают представители Минфина, Минэкономики и Комитета по управлению имуществом. Акции продаются на бирже «Тошкент» по $1,4–1,6).
С банковскими акциями, впрочем, есть одна сложность. С июля этого года ценные бумаги банков стало сложнее покупать нерезидентам — требуется разрешение ЦБ Узбекистана. Так власти пытаются препятствовать недружественным поглощениям со стороны иностранцев. На практике это привело к удлинению срока ожидания сделки для инвесторов-иностранцев.
Анвар Ирчаев из Orient Capital Management советует обратить внимание на привилегированные акции компаний «Узнефтегаздобыча» и «Узгеобурнефтегаз», а также «Узтрансгаз», единственного транспортировщика газа в Узбекистане. Чистая прибыль этой компании в 2006 году составила $314 млн, что в 1,8 раза выше результатов 2005 года. «Узтрансгаз» платит неплохие дивиденды: в 2006-м — $0,48 на одну привилегированную акцию стоимостью $3,5–4. Ирчаев говорит, что акции будут расти в цене: газ дорожает, экспорт (страна производит и экспортирует газ) увеличивается, а соглашение с «Газпромом» на транспортировку через территорию Узбекистана туркменского газа действует до 2010 года.
Срапионов также рекомендует акции страховых компаний. Например, «Алскома» — совместного предприятия структур Узбекского агентства связи и информатизации и российской СК «Согласие». В 2006 году «Алском» собрал $1,13 млн страховой премии и торгуется с коэффициентом 2,4 к страховым сборам. Это выше, чем, например, коэффициент, по которому недавно ЕБРР приобрел 10% крупной российской компании «РЕСО-Гарантия» (1,7 к премии). Но узбекский страховой рынок совсем небольшой, и предполагается, что в нынешних коэффициентах заложен большой потенциал роста показателей «Алскома». Другой вариант — акции государственной страховой компании «Узагросугурта», второго страховщика на рынке (сборы — около $7,6 млн в 2006 году). Эти бумаги можно было купить с коэффициентом 0,6 к сборам. Государство собирается продать 34,6% акций ГАСК «Узагросугурта» иностранным инвесторам, сохранив 41% в госсобственности. «Сделка может вызвать рост цен», — сообщает Avesta в отчете, посвященном рынку страхования.
Интерес к узбекскому страховому рынку разделяет и фонд Diamond Age. По словам Джона Дэвиса, его компания купила весной 2006-го акции обеих компаний. За это время они выросли более чем на 70%. Сколько они будут стоить к концу года? Этот вопрос, как и многие другие, остается без ответа. Ирчаев говорит, что рынок Узбекистана находится в начале развития, спустя три-четыре года бумаги должны стоить «в разы больше». Именно на этот срок и стоит инвестировать в Узбекистан. Если вы, конечно, решитесь.
Инструкция для инвестора
Договор с брокером. Чтобы его заключить, придется слетать в Ташкент.
Минимальная сумма Правильнее говорить о максимальной. Из-за недостатка акций на размещение $50 000–100 000 может уйти пара месяцев. Гендиректор узбекской компании «Дельта Mакс Брокер» Юрий Ким говорит, что оптимальная сумма — $20 000–50 000.
Комиссионные. У брокера — 0,5–5%, у биржи — 0,2–0,5%.
Оформление. Торги ведутся в полуавтоматическом режиме: большинство сделок регистрируются не компьютером, а маклером. Оформление сделок в любом случае проходит на бумаге.
Оплата акций. Иностранный инвестор может произвести оплату в долларах со своего счета в зарубежном банке, переведя их напрямую продавцу. После того как деньги пришли, брокер списывает со счета продавца акции и зачисляет их на счет покупателя в депозитарии. Процедура занимает десять дней. Потом начинается изменение реестра акционеров — на это уходит около двух месяцев.
Продажа акций. Если расчет пойдет в сумах, то платежи будут осуществляться через клиринговую палату биржи. Выход с рынка может занять больше месяца.
Координаты. Интернет-адрес биржи «Тошкент» — uzse.uz; на сайте указаны телефоны и адреса брокеров.