Путеводитель по рынку развлечений: Песни в розницу
Кино и футбол, музыка и литература — сегодня это прежде всего шоу-бизнес. Бизнес, как выясняется, не очень большой. Forbes подсчитал, что за музыку, кино и книги, а также за билеты в кино, на концерты и спортивные мероприятия жители России в прошлом году заплатили всего около $4 млрд. Для сравнения, на пиво у россиян ушло вчетверо больше ($16 млрд). Зато можно гордиться тем, что в России книги по-прежнему — самое популярное развлечение. В 2006 году жители страны потратили на чтение столько же денег, сколько на музыку, кино и спорт, вместе взятые. На следующих восьми страницах вы найдете статистику рынка развлечений, подсчет доходов его участников и рейтинги крупнейших игроков.
Рынок платит только за живое общение с артистом. Лучше, если это будет иностранец
Собирательный образ
КТО поп-музыкант
РЕЗЮМЕ пой в Хайфе и Нарьян-Маре, на свадьбах и во Дворцах спорта; дай 200 концертов подряд — и ты в рейтинге Forbes
ДОХОДЫ
1. Гастроли
За год популярный артист из первых рядов рейтинга Forbes дает 80–100 сольных билетных концертов-«тысячников» (чтобы окупить такое мероприятие, нужно продать не менее тысячи билетов). Приглашающая сторона платит звезде фиксированный гонорар ($15 000–20 000) вне зависимости от количества проданных билетов.
2. «Корпоративы»
Стандартные 40 минут выступления на корпоративной или частной вечеринке приносят от $20 000 до $100 000. Таких концертов бывает один-два в неделю, в декабре они идут каждый день, и не по одному разу. Новогодняя ночь — как минимум два-три выступления (бывает и пять) за двойной гонорар.
3. Реклама
АО «Глория-Джинс» утверждает, что Дима Билан получил $1 млн за согласие стать лицом этой фирмы. Но это скорее исключение. Обычный доход звезды от рекламы — $50 000–100 000 в год.
[pagebreak]
4. Диски
За новый альбом артист получит в лучшем случае $100 000–200 000.
РАСХОДЫ
1. Налоги
Плату за концерты артист получает, как правило, «черным налом». Под налогообложение попадает лишь малая часть доходов — от рекламы, продажи альбомов и рингтонов.
2. Операционные расходы
Поп-певец — источник доходов для десятков людей. Он платит композиторам за новые песни, саунд-продюсерам — за запись дисков, режиссерам — за съемки клипов, менеджерам — за работу офиса и бухгалтерию, директору — за организацию гастролей, дизайнерам — за сценические костюмы, музыкантам — чтобы играли, а подтанцовке — чтобы танцевала. В среднем на это уходит 30–50% заработка.
3. Продюсер
От всей этой головной боли поп-музыканта может избавить продюсер: «Ты только пой, а об остальном я позабочусь». Но в этом случае артист будет отдавать продюсерскому центру уже 60–80% своего заработка.
Рейтинг продюсеров
Музыкальные звезды зажигаются не сами: на это есть продюсеры. Исключения столь редки, что только подтверждают правила. Forbes представляет рейтинг самых успешных музыкальных продюсеров России
[pagebreak]
1-2 Игорь Крутой
Компания «АРС» Выручка $5,5 млн
Артисты Ирина Дубцова, Тимати, Полина Гагарина, Юрий Шатунов, Юрий Титов, Антон Зацепин, Оксана Почепа, Алекса, группы «Улица», «Сливки», «Дискотека Авария»
1-2 Игорь Матвиенко
Выручка $5,5 млн
Артисты Виктория Дайнеко, Лиза, группы «Любэ», «Иванушки International», «Корни», «Фабрика», «КуБа»
3 Евгений Фридлянд
Компания FBI Music Выручка $3,5 млн
Артисты Борис Моисеев, Владимир Девятов, Алексей Гоман, Александр Панайотов, Алексей Чумаков, Руслан Алехно, Амархуу Борхуу, Марина Девятова, Владимир Саповский, певица Malina, группа «Ассорти»
4 Максим Фадеев
[pagebreak]
Компания «Монолит» Выручка $2,5 млн
Артисты Иракли, Пьер Нарцисс, Юлия Савичева, Глюкоzа, группа «Серебро»
5 Виктор Дробыш
Компания «Национальная музыкальная корпорация» Выручка $2 млн
Артисты Дмитрий Колдун, Стас Пьеха, Юлия Михальчик, Наталья Подольская, Зара, Алексей Хворостян, Слава, Иванна, группы «Тутси» и «Челси»
Методология
Место каждого продюсера определяется суммой гонораров, полученных его подопечными с июля 2006-го по июнь 2007 года включительно. Доходы подопечных определялись путем анализа открытой информации, на основе данных продюсерских компаний и интервью с экспертами. В расчет не брались продюсеры одного артиста, например Яна Рудковская (Дима Билан) и Иосиф Пригожин (Валерия). Результат их работы см. в основном рейтинге
Обзор рынка
- Концертные сборы $200 млн
- Продажа cd и кассет $400 млн
«Фабрика звезд», я продюсер, идет кастинг, — вспоминает директор Национальной музыкальной корпорации Виктор Дробыш. — И вдруг мне приносят и прямо на рояль кладут чемодан. Открывают — там $1 млн. Вот, говорят, бери, и это только начало. Только возьми вон ту девушку на «Фабрику»… Дробыш утверждает, что не взял миллион, хотя очень хотелось. Таков российский музыкальный рынок: большие деньги, и почти все «черным налом». Плюс все большую роль играют богатые потребители, заказывающие индивидуальное обслуживание.
Сборы от билетных концертов в Москве — это $100 млн в год. Еще примерно столько же дает остальная Россия. На этом уровне рынок балансирует несколько лет. «Публика уже перекормлена музыкой. Причем, к сожалению, зачастую не лучшего качества. Мало кто из артистов способен сейчас собрать несколько тысяч человек на свой концерт» — то ли сетует, то ли гордится продюсер и муж певицы Валерии Иосиф Пригожин. Уж Валерия-то залы собирает.
Подводит глобализация — отечественные мастера чеса проигрывают иностранным конкурентам. Пригожин говорит: хорошо, если на долю отечественных артистов в суммарных сборах приходится 20–30%. Арифметика проста: если нашему артисту по плечу аншлаг в провинциальном цирке, то Мадонна собирает в «Лужниках» 50 000 человек разом, и билеты на это шоу стоят дороже.
[pagebreak]
Томас Андерс, Тото Кутуньо, Крис Норманн, «легендарная группа Uriah Heep» и прочие «сбитые летчики» обрели вторую жизнь в российской глубинке. Местный шоу-бизнес теряет даже рынок музыки на носителях. По данным агентства «Интермедиа», в 2006 году было продано 85 млн дисков и кассет на сумму около $400 млн в розничных ценах. Гендиректор EMI/Gala Records Александр Блинов считает, что иностранцев в этой сумме в 35%. Эта доля постоянно растет. Почему? Проникновение розничных сетей в регионы тянет за собой продажи легальных дисков иностранных артистов, которые еще три-четыре года назад можно было купить только в Москве, утверждает Блинов.
Музыканты нашли спасение в российском специфическом явлении — «заказных концертах». Постоянно проживающий в Финляндии продюсер Виктор Дробыш отмечает, что в Европе нет обычая приглашать на частные вечеринки звезд эстрады. А вот в России «заказники» цветут пышным цветом. «Да мы уже и от гастролей отказываемся, — говорит в интервью Forbes генеральный продюсер FBI Music Евгений Фридлянд, — а зачем нам гастроли? Это хлопотно, да еще неизвестно, соберется ли зал. А тут один звонок от клиента — и мы, не покидая Москвы, получаем больше денег, чем за гастрольный концерт».
Но и тут наблюдаются уже тревожные признаки — повидав живую Пугачеву и Баскова, российские бизнесмены начали заказывать на загородные дачи зарубежных поп-звезд. На частных вечеринках уже выступили Дженнифер Лопес, Джордж Майкл, Бритни Спирс, Нелли Фуртадо, Наоми Кэмпбелл, Стинг и многие, многие другие.