К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Путеводитель по рынку развлечений: Песни в розницу


Кино и футбол, музыка и литература — сегодня это прежде всего шоу-бизнес. Бизнес, как выясняется, не очень большой. Forbes подсчитал, что за музыку, кино и книги, а также за билеты в кино, на концерты и спортивные мероприятия жители России в прошлом году заплатили всего около $4 млрд. Для сравнения, на пиво у россиян ушло вчетверо больше ($16 млрд). Зато можно гордиться тем, что в России книги по-прежнему — самое популярное развлечение. В 2006 году жители страны потратили на чтение столько же денег, сколько на музыку, кино и спорт, вместе взятые. На следующих восьми страницах вы найдете статистику рынка развлечений, подсчет доходов его участников и рейтинги крупнейших игроков.

Рынок платит только за живое общение с артистом. Лучше, если это будет иностранец

Собирательный образ

КТО поп-музыкант

РЕЗЮМЕ пой в Хайфе и Нарьян-Маре, на свадьбах и во Дворцах спорта; дай 200 концертов подряд — и ты в рейтинге Forbes

 

ДОХОДЫ

1. Гастроли

 

За год популярный артист из первых рядов рейтинга Forbes дает 80–100 сольных билетных концертов-«тысячников» (чтобы окупить такое мероприятие, нужно продать не менее тысячи билетов). Приглашающая сторона платит звезде фиксированный гонорар ($15 000–20 000) вне зависимости от количества проданных билетов.

2. «Корпоративы»

Стандартные 40 минут выступления на корпоративной или частной вечеринке приносят от $20 000 до $100 000. Таких концертов бывает один-два в неделю, в декабре они идут каждый день, и не по одному разу. Новогодняя ночь — как минимум два-три выступления (бывает и пять) за двойной гонорар.

 

3. Реклама

АО «Глория-Джинс» утверждает, что Дима Билан получил $1 млн за согласие стать лицом этой фирмы. Но это скорее исключение. Обычный доход звезды от рекламы — $50 000–100 000 в год.

[pagebreak]

4. Диски

За новый альбом артист получит в лучшем случае $100 000–200 000.

 

РАСХОДЫ

1. Налоги

Плату за концерты артист получает, как правило, «черным налом». Под налогообложение попадает лишь малая часть доходов — от рекламы, продажи альбомов и рингтонов.

2. Операционные расходы

 

Поп-певец — источник доходов для десятков людей. Он платит композиторам за новые песни, саунд-продюсерам — за запись дисков, режиссерам — за съемки клипов, менеджерам — за работу офиса и бухгалтерию, директору — за организацию гастролей, дизайнерам — за сценические костюмы, музыкантам — чтобы играли, а подтанцовке — чтобы танцевала. В среднем на это уходит 30–50% заработка.

3. Продюсер

От всей этой головной боли поп-музыканта может избавить продюсер: «Ты только пой, а об остальном я позабочусь». Но в этом случае артист будет отдавать продюсерскому центру уже 60–80% своего заработка.

Рейтинг продюсеров

Музыкальные звезды зажигаются не сами: на это есть продюсеры. Исключения столь редки, что только подтверждают правила. Forbes представляет рейтинг самых успешных музыкальных продюсеров России

 

[pagebreak]

1-2 Игорь Крутой

Компания «АРС» 
Выручка $5,5 млн

Артисты Ирина Дубцова, Тимати, Полина Гагарина, Юрий Шатунов, Юрий Титов, Антон Зацепин, Оксана Почепа, Алекса, группы «Улица», «Сливки», «Дискотека Авария»

 

1-2 Игорь Матвиенко

Выручка $5,5 млн

Артисты Виктория Дайнеко, Лиза, группы «Любэ», «Иванушки International», «Корни», «Фабрика», 
«КуБа»

3 Евгений Фридлянд

 

Компания FBI Music 
Выручка $3,5 млн

Артисты Борис Моисеев, Владимир Девятов, Алексей Гоман, Александр Панайотов, Алексей Чумаков, Руслан Алехно, Амархуу Борхуу, Марина Девятова, Владимир Саповский, певица Malina, группа «Ассорти»

4 Максим Фадеев

[pagebreak]

 

Компания «Монолит» 
Выручка $2,5 млн

Артисты Иракли, Пьер Нарцисс, Юлия Савичева, Глюкоzа, группа «Серебро»

5 Виктор Дробыш

Компания «Национальная музыкальная корпорация» 
Выручка $2 млн

 

Артисты Дмитрий Колдун, Стас Пьеха, Юлия Михальчик, Наталья Подольская, Зара, Алексей Хворостян, Слава, Иванна, группы «Тутси» и «Челси»

Методология

Место каждого продюсера определяется суммой гонораров, полученных его подопечными с июля 2006-го по июнь 2007 года включительно. Доходы подопечных определялись путем анализа открытой информации, на основе данных продюсерских компаний и интервью с экспертами. В расчет не брались продюсеры одного артиста, например Яна Рудковская (Дима Билан) и Иосиф Пригожин (Валерия). Результат их работы см. в основном рейтинге

Обзор рынка

  • Концертные сборы $200 млн
  • Продажа cd и кассет $400 млн

«Фабрика звезд», я продюсер, идет кастинг, — вспоминает директор Национальной музыкальной корпорации Виктор Дробыш. — И вдруг мне приносят и прямо на рояль кладут чемодан. Открывают — там $1 млн. Вот, говорят, бери, и это только начало. Только возьми вон ту девушку на «Фабрику»… Дробыш утверждает, что не взял миллион, хотя очень хотелось. Таков российский музыкальный рынок: большие деньги, и почти все «черным налом». Плюс все большую роль играют богатые потребители, заказывающие индивидуальное обслуживание.

 

Сборы от билетных концертов в Москве — это $100 млн в год. Еще примерно столько же дает остальная Россия. На этом уровне рынок балансирует несколько лет. «Публика уже перекормлена музыкой. Причем, к сожалению, зачастую не лучшего качества. Мало кто из артистов способен сейчас собрать несколько тысяч человек на свой концерт» — то ли сетует, то ли гордится продюсер и муж певицы Валерии Иосиф Пригожин. Уж Валерия-то залы собирает.

Подводит глобализация — отечественные мастера чеса проигрывают иностранным конкурентам. Пригожин говорит: хорошо, если на долю отечественных артистов в суммарных сборах приходится 20–30%. Арифметика проста: если нашему артисту по плечу аншлаг в провинциальном цирке, то Мадонна собирает в «Лужниках» 50 000 человек разом, и билеты на это шоу стоят дороже.

[pagebreak]

Томас Андерс, Тото Кутуньо, Крис Норманн, «легендарная группа Uriah Heep» и прочие «сбитые летчики» обрели вторую жизнь в российской глубинке. Местный шоу-бизнес теряет даже рынок музыки на носителях. По данным агентства «Интермедиа», в 2006 году было продано 85 млн дисков и кассет на сумму около $400 млн в розничных ценах. Гендиректор EMI/Gala Records Александр Блинов считает, что иностранцев в этой сумме в 35%. Эта доля постоянно растет. Почему? Проникновение розничных сетей в регионы тянет за собой продажи легальных дисков иностранных артистов, которые еще три-четыре года назад можно было купить только в Москве, утверждает Блинов.

 

Музыканты нашли спасение в российском специфическом явлении — «заказных концертах». Постоянно проживающий в Финляндии продюсер Виктор Дробыш отмечает, что в Европе нет обычая приглашать на частные вечеринки звезд эстрады. А вот в России «заказники» цветут пышным цветом. «Да мы уже и от гастролей отказываемся, — говорит в интервью Forbes генеральный продюсер FBI Music Евгений Фридлянд, — а зачем нам гастроли? Это хлопотно, да еще неизвестно, соберется ли зал. А тут один звонок от клиента — и мы, не покидая Москвы, получаем больше денег, чем за гастрольный концерт».

Но и тут наблюдаются уже тревожные признаки — повидав живую Пугачеву и Баскова, российские бизнесмены начали заказывать на загородные дачи зарубежных поп-звезд. На частных вечеринках уже выступили Дженнифер Лопес, Джордж Майкл, Бритни Спирс, Нелли Фуртадо, Наоми Кэмпбелл, Стинг и многие, многие другие.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+