Как России надолго сохранить статус нефтяной державы, не наращивая при этом производство нефти
Россия — великая нефтяная держава, никто не спорит: подтвержденных нефтяных запасов хватит на 24 года, а кроме них, есть еще крупнейшие в мире запасы природного газа и угля, по объемам добычи которого государство входит в тройку лидеров. Нужно ли стране в таком случае развивать производство этанола и других видов биотоплива, набирающих популярность во всем мире?
Иногда полезнее сравнивать страну не со всем миром, а с ближайшими соседями. Например, по временному горизонту нефтяных запасов Казахстан опережает Россию почти в два раза: доказанных запасов нефти ему хватит на 44 года. Когда в прошлом году, беседуя с казахстанскими лидерами, я привел цифры, показывающие, что замещение всего лишь 30% внутреннего потребления нефти топливным этанолом позволит отодвинуть горизонт до 80 лет без дополнительных горно-геологических работ, отношение к этанолу немедленно изменилось. Осенью прошлого года в Казахстане была принята национальная этаноловая программа.
Другие нефтяные страны тоже перестраиваются. Самые большие в мире доказанные запасы углеводородов находятся в Саудовской Аравии, но и там начали производство этанола. По запасам нефти на душу населения бесспорный лидер — Норвегия, однако норвежцы тоже уделяют серьезное внимание этиловому спирту как топливу. Несомненным лидером по производству, потреблению и экспорту этанола до последнего времени была Бразилия. Но стоило нынешней американской администрации включить этанол в число национальных приоритетов США, как страна вырвалась на первое место по производству спиртового топлива. Впрочем, Бразилия по-прежнему лидирует в экспорте этанола, и, как сказал ее президент Лула да Силва, страна готова не просто продавать за рубеж этанол литрами, но и залить мир этаноловыми реками.
Этанол позволил Бразилии стать энергетически независимой державой: с весны 2006 года она первой из больших стран полностью отказалась от импорта нефти. Путь к этому был долгим. Еще в начале 1970-х, когда страной правили полковники, они, используя власть, вынудили нефтяного монополиста страны Petrobras начать производство этанола, хотя компании это было невыгодно. Сегодня Petrobras — не только самый крупный производитель этанола в мире, но и компания, получающая сверхприбыли от продажи спирта на внутреннем и внешнем рынках. Теперь 70% автомобильного парка Бразилии использует этанол как основное топливо.
Однако история топливного этанола началась не в Бразилии. Знаменитая Model T, созданная Генри Фордом в начале XX века, заправлялась именно этанолом. Машины «РуссоБалта», кстати, тоже бегали на этиловом спирте. Но рост производства нефти и снижение цен на бензин вытеснили спирт из баков, хотя прецеденты эффективного использования этанола возникали все минувшее столетие. Автомобили, вывозившие по льду Ладожского озера блокадников из Ленинграда, работали на этаноле.
В 1970-е годы в Советском Союзе была создана мощная гидролизная промышленность — около 40 заводов. Но открытие западно-сибирских нефтяных месторождений, беспрецедентный рост производства нефти в странах ОПЕК и падение цен ниже $14 за баррель уничтожили всех конкурентов бензина как основного автомобильного топлива.
Последовавшие затем зарождение рыночных отношений и рост экономической свободы в таких странах, как Китай, Индия, Аргентина, государства Восточной Европы, стремительное увеличение их ВВП привели к экспонентному росту потребления топлива, и прежде всего бензина, на этих рынках. Мировые цены на нефть начали галопировать, достигая порой $80 за баррель. Нефтезависимый мир стал искать альтернативу, обратившись к ядерной и водородной энергетике. Однако возникшие на этом пути проблемы заставили лидеров и ученых многих стран вновь задуматься об использовании этанола.
Как правило, этанол синтезируют путем ферментации из растений — сахарного тростника и свеклы, кукурузы, пшеницы, а биотопливо производят также из рапса, отходов и продуктов лесопереработки. В последние три года мировые энергетические потребности привели к появлению высокоэффективных технологий производства этанола из быстрорастущих многолетних растений, трав и, что особенно заманчиво, из городского мусора, отходов целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Когда начинаешь говорить о производстве этанола в России, немедленно слышишь возражение: Россия — не Бразилия, и сахарный тростник здесь не растет. В ответ я обычно привожу такой пример: с одного гектара сахарного тростника можно получить этанол почти в три раза меньше, чем с одного гектара ядовитого сорняка борщевика, который растет вдоль всех российских дорог.
Впрочем, об этаноле как топливе в России говорят все больше. Горячим сторонником развития производства этанола стал знаменитый физик-ядерщик, академик Евгений Велихов. Большое значение он придает получению этанола из отходов лесопромышленности, из валежника и старого леса. Нас с ним объединила простая формула: ядерная энергетика завтра, этаноловая — сегодня.
[pagebreak]
Каковы же главные аргументы в пользу развития производства этанола в России? Прежде всего, необъятные просторы страны. Почти в 80% сел и малых городов газовая труба не пришла, и, видимо, вести ее туда неэффективно. Крайне трудно и нерентабельно также провозить в отдаленные районы нефть и бензин. Таким образом, больше всего страдают сельхозпроизводители — у них нет топлива, чтобы использовать машины, а затем вывезти собранный урожай в районные центры и города. В результате рынок продовольствия ориентирован на импорт. При этом во многих странах для нужд фермерских хозяйств и городских поселков используются этаноловые заводы малой мощности. Фермерские кооперативы, приобретя такой завод, производят этанол, используя в качестве сырья отходы сельскохозяйственного производства. Здесь, кстати, важно избежать ошибочной, на мой взгляд, американской практики получения этанола из пищевого зерна и кукурузы, а не из отходов их производства. Пшеничные и кукурузные зерна должны идти на производство продуктов питания, а початки и стебли — этанола. В этом случае производство этанола не ведет к росту цен на продукты питания.
Что касается валежника и старого леса, то химики традиционно заявляют, что в них мало биомассы. В качестве возражения можно привести следующий факт: на одном японском острове построен биоэтаноловый завод, где сырьем является отслужившая свой век древесина, которую поставляют сюда, разбирая старые здания. 5600 жителей острова полностью прекратили завоз бензина.
Другие противники этанола утверждают, что его применение создаст огромную проблему, связанную с переоборудованием автомобилей. Однако из каждых 100 производимых сегодня в мире машин 17 могут работать только на этаноле, а 70 — на смеси его с бензином, в которой содержание этанола достигает 85%. Например, в США разработана и активно внедряется программа Е-85, предусматривающая производство и потребление этанола именно в таком соотношении с бензином. Наконец, все 100% производимых в мире автомобилей могут эффективно работать на бензине с добавлением 10–15% этанола. Уже в трех штатах Америки добавка 10% этанола в бензин обязательна, а в 47 штатах любая бензоколонка имеет право добавлять в продаваемый бензин 10% этанола, не объявляя об этом покупателю. Швеция в апреле 2007 года утвердила программу обязательного добавления в бензин 5,76% этанола. Обязательным теперь является добавление этанола в бензин в Китае и Японии (последняя лишь сейчас переходит с обязательного 3%-го добавления этанола на 5%, и это связано с тем, что производство этилового спирта в Японии еще недостаточно развито, а его экспорт из Бразилии не достиг необходимых объемов). Наконец, переориентация любого автомобиля с бензина на этанол не требует никаких изменений двигателя — достаточно лишь некоторых доработок в стартере и впрыске (это обойдется примерно в $200). Как видите, ни о каких тысячах долларов речи не идет. Ну и, наконец, применение этанола позволяет сохранить здоровье жителей больших городов, поскольку продукты его горения по сравнению с бензином практически безвредны. Срок жизни автомобильного двигателя при этом значительно продлевается.
Есть и бюрократические проблемы, причем не простые, — законодательное и налоговое разделение питьевого, топливного этилового спирта и биоэтанола. Но нужно иметь в виду, что развитие производства и потребления этанола в России утвердит ее в роли нефтяной державы. По моей оценке, сегодняшние технологии производства этанола делают его эффективным автомобильным топливом при цене на нефть не ниже $32 за баррель. И я не вижу, в какой обозримой перспективе цена может опуститься до столь низкой отметки. Так что России точно нужна национальная программа производства и потребления этанола. Даже странно, что ее до сих пор нет.
Автор — академик, иностранный член РАН, профессор Высшей школы бизнеса Американского университета