Взять деньги на новый проект у известного бизнесмена — неплохая идея. А вот даст ли он?
Быть богатым и знаменитым приятно. Один минус — вокруг обязательно начнут виться люди, позарившиеся на ваши деньги. Речь даже не о налоговой инспекции, а о предприимчивых согражданах, которые считают, что разработали рецепт успеха. Не хватает только начальных инвестиций. Ваших инвестиций.
К Давиду Якобашвили, совладельцу крупнейшей соково-молочной компании в России, деловые предложения от незнакомых ему людей идут плотным потоком — одно-два в день. В основном по электронной почте. Хотя иногда люди дозваниваются до председателя совета директоров «Вимм-Билль-Данна» (ВБД), прорвавшись через приемную. Или сами к нему подходят — на конференциях, концертах и церемониях, где бывает Якобашвили. «Я готов рассматривать любые предложения, — признается бизнесмен. — Но надо, чтобы хотя бы на слух дело казалось интересным. А таких — одно из десяти, большинство же — «дети лейтенанта Шмидта».
Однажды, например, до Якобашвили дозвонился человек, работающий водителем маршрутного такси. Он предлагал «уникальную систему дистрибуции», что, видимо, и подкупило секретариат бизнесмена. Но через 15 минут разговора выяснилось, что речь идет об элементарном развозе товаров с учетом пробок (такие маршруты просчитывает отдел логистики). На этом разговор был закончен. Водителю еще повезло, что он успел объяснить суть идеи. Если на вопрос, в чем состоит предложение, отвечают: «Это не телефонный разговор», — Якобашвили обычно кладет трубку. Но если идея в первом изложении кажется толковой, он всегда перезванивает: «Вдруг человек что-то и вправду знает».
Почувствовав, что проект перспективный, Якобашвили отдает его своим специалистам. Они начинают вникать в детали. Недавно, например, некие предприниматели предлагали инвестировать в изобретенную ими установку по борьбе с колорадским жуком. Но когда вопрос стали изучать менеджеры Якобашвили, выяснилось: изобретение, во-первых, не уникально, а, во-вторых, технология не доработана и не опробована — только для завершения опытной установки требовалось добавить $1 млн к вложенным ими $10 000. Давид Якобашвили инвестировать в проект не стал.
Отказался он вкладывать деньги и в разработку единственного в мире месторождения рения, редкого металла, используемого в специальных сплавах, обычно производимых по военным заказам. Именно военная составляющая и отпугнула. «Мы решили не связываться», — говорит Якобашвили. Кроме того, не было гарантий, что удастся добыть заявленное количество металла.
А если бизнесмена все устраивает и он готов дать денег? Тогда он обсуждает проект с партнерами. Например, крупнейший акционер ВБД Гаврил Юшваев вместе с ним инвестировал в производство зерна и хлеба в Волгоградской области, в молочные хозяйства под Москвой и девелоперские проекты. Если партнеров проект не вдохновляет, Якобашвили готов действовать один. Так он вложил 250 млн рублей в производство строительных смесей и гипсокартона в Кабардино-Балкарии. На Якобашвили когда-то вышел кабардинский предприниматель — предлагал печь для обжига гипса собственной разработки. Обещал, что предприятие окупится за год. «Идея казалась интересной — мы видели, как развернулась в России Knauf, — вспоминает Якобашвили. — Если бы завод был в Москве, я бы в прибыли давно был. Но мы оттуда шесть лет не видели ни копейки». В чем дело? Возникли проблемы и с печью, и с персоналом, и с местной администрацией. Для исправления технологических недоработок в завод нужно вложить еще $2 млн, но Якобашвили воздерживается — «пока с президентом республики о гарантиях не договорятся».
Вообще, примеров успешных инвестиций в проекты, предложенные со стороны, не так много, и те, по большей части, связаны с покупкой земель или недвижимости. Подмосковное хозяйство Макарово или мелькомбинат №4 в Москве, на месте которого теперь будет строиться бизнес-центр и жилье в рамках проекта «Сити-2». «Со строительными проектами без конца обращаются, но предлагают то, что на сайтах есть, что мы и сами найти можем», — сетует Якобашвили. Или недавно пришло предложение: круглый лес экспортировать невыгодно, интересно перерабатывать древесину. «Это я и так знаю, — говорит бизнесмен. — Вот если бы прислали проект, расписав, откуда сырье брать, куда выгоднее везти продукцию, какие будут налоги на какой стадии проекта…»
Но такие проработанные обращения попадаются еще реже, чем интересные идеи, — одно на сотню. Для Якобашвили также важно, чтобы автор был готов сам заниматься проектом, а не перекладывать на третьих лиц. Бизнесмен вспоминает только один пример, когда инициаторы проекта сами же его и реализовывали, — это производство защитных капюшонов (противогазов) «Феникс».
За последние 15 лет совладелец ВБД поучаствовал деньгами — хотя бы небольшими — более чем в 200 проектах. Чаще всего время и деньги были потрачены зря, признается Якобашвили. Так, лет 10 назад он инвестировал $240 000 в систему обнаружения определенной точки в городе (тогда еще не было GPS) — с помощью этой системы можно было искать угнанные автомобили. Разработчики продемонстрировали отчеты об успешных опытах. Но на практике система оказалась не такой точной, как хотел инвестор: не «видела» автомобиль, стоящий в гараже, и давала отклонение метров в сто. «Нам просто заморочили голову», — констатирует инвестор.
Впрочем, он по-прежнему готов изучать поступающие предложения: «Двери всегда открыты». Ведь идея разливать соки в начале 1990-х тоже родилась не у него. Два молодых предпринимателя, Михаил Дубинин и Сергей Пластинин, арендовали тогда маленькую производственную линию, но им не хватало денег на развитие. Якобашвили и Юшваев проявили интерес. Итог? Нынешняя капитализация «Вимм-Билль-Данна» — $3,66 млрд.