Желающих заработать на московском строительном буме все больше. Их так много, что в борьбе друг с другом даже владельцы строительных кранов апеллируют к контролирующим органам
Любой желающий может быть поднят в ковше экскаватора на высоту 21 метр!» — бодро зазывает посетителей ведущий шоу на выставке строительной техники и технологий в «Крокус-Экспо». Жаль, что не предлагают подняться на башенный кран — представленные здесь экземпляры в два-три раза выше.
Владение строительным краном — неплохой бизнес. По оценкам участников рынка, в столице работает 1000–1100 башенных кранов (в Петербурге около 600). Собственники сдают их в аренду, одновременно предоставляя услуги по доставке, монтажу и сервисному обслуживанию. Аренда механизма грузоподъемностью 8–10 т обходится заказчику в 1500–2000 рублей за час работы, без учета оплаты труда машиниста. «Кран окупается за четыре года», — говорит заместитель генерального директора компании «Механизация МСМ-1» Михаил Волков. То есть рентабельность бизнеса — около 25%. Исходя из того, что в себестоимости строительства (сейчас в Москве минимум $700 за кв. м) оплата работы кранов занимает около 10%, нетрудно подсчитать, что их владельцы могут зарабатывать около $350 млн в год.
Кто получает эти деньги? Крупнейшими парками башенных кранов в столице владеют компании «Вертикаль», «Рентакран», «УВН-Техника», «Механизация МСМ-1» и «Крамакс». У «МСМ-1» и «Рентакрана» по сотне башенных кранов, что позволяет им удерживать по 10% рынка. Чуть больше — у компании «Вертикаль», которая в свое время отделилась от крупного треста МСМ-5.
При этом московский рынок кранов, по признанию экспертов, сильно перегрет, конкуренция на нем очень высока. Подтверждением этому служат такие цифры: в 2005 году отдел по надзору за грузоподъемными механизмами Мостехнадзора (ведомство, следящее, в частности, за безопасностью строительных работ) выдал 653 разрешения на ввод крана в работу в Москве и Подмосковье (такие документы нужны при установке крана на новом месте, после ремонта или продления срока эксплуатации), а в 2006-м — уже 1609, притом что объемы строительства выросли чуть более, чем на 10%.
Увеличение парка башенных кранов происходит не за счет крупнейших владельцев. Новый кран стоит €500 000 и более в зависимости от грузоподъемности, такой же кран, отработавший 10 лет, — €200 000. А вот кран 1987 года выпуска, прошедший капремонт, можно купить уже за €78 000. Чем арендовать кран у специализированной компании за €8600–13 000 в месяц, дешевле купить подержанный. Что с ним делать, когда стройка закончится? Можно сдать в аренду. «Мы собираемся создать компанию, которая будет сдавать в аренду строительную технику, — говорит генеральный директор девелоперской компании «Новая площадь» Денис Семыкин. — Есть много небольших строительных фирм, которые не могут развиваться, потому что опалубка, насосы, краны очень дороги».
«Очень много новых игроков выходит на рынок, — сетует Михаил Волков из «Механизации МСМ-1», в которой работает 1000 человек. — Квалификация у них намного меньше, а возможностей по оплате больше, чем у нас. У нас международная отчетность, а у них есть возможность демпинговать и использовать разные схемы». На что рассчитывают крупные владельцы кранов? Как утверждают представители компаний, они ждут, что им поможет московское подразделение Ростехнадзора. Мостехнадзор на охоту еще не вышел, но грозные заявления уже делает. Поводом стала постигшая Москву и Петербург в последние два года «эпидемия» падений башенных кранов (они и раньше падали, но все больше в провинции). После гибели трех человек из-за падения башенного крана в Петербурге в феврале 2007-го (виновным признали прораба) Мостехнадзор начал тотальную проверку всех кранов, работающих в Москве. Результат: 55 административных взысканий. Однако с тех пор упали еще пять кранов и один из них — все-таки в Москве. Кстати, эксплуатировал его строительный гигант ENKA, взяв в аренду у правительства Татарстана. Так что к вопросу о владеющих кранами малых строительных компаниях это происшествие отношения не имеет.