Стремление реализовать сразу несколько сценариев — беда России
На XI Международном экономическом форуме, который прошел в июне в Санкт-Петербурге, много говорили о том, какой станет Россия к 2020 году. Это правильно. Страна должна иметь понимание, в каком направлении она развивается. Мы в «Тройке» с 1998 года просчитываем возможные сценарии развития компании и экономики России в целом. Определяем стратегическую цель на несколько лет, затем раз в год делаем ревизию наших долгосрочных планов, выясняем, правильно ли мы решаем основные проблемы.
Но есть два важных тезиса. Первый: государство и бизнес должны иметь общее видение будущего. Второй: нам очень важно очень точно определить конечную цель и быть очень последовательными в ее реализации. Я вспоминаю прошлогодний экономический форум в Петербурге. Выходит глава крупной государственной компании и докладывает: «Я считаю, что для России принципиально важно, чтобы мы приватизировали нашу компанию, раздробили ее на несколько менее крупных, чтобы они действовали в условиях рыночной экономики, чтобы были рыночные цены. Благодаря этому Россия будет процветать». Сорвал аплодисменты. Выходит руководитель другой госкомпании и говорит: «Я считаю, что мы спасаем Россию тем, что консолидировали активы, купили все, что могли, включили все это в госхолдинг. И дальше будем делать все, чтобы госкомпания была самой крупной». Тоже аплодисменты.
Я вижу проблему в этих заявлениях. У той и у другой модели развития госкомпаний есть право на жизнь, обе имеют свои плюсы и минусы, и можно спорить, какая модель нам нравится. Но одновременно реализовать эти две модели невозможно. В этой связи вспоминаю старую шутку: «Что будет, если скрестить ежа с ужом?» — «Метр колючей проволоки». Это одна из проблем России — стремление реализовать сразу несколько сценариев развития.
Часто происходит следующее: рождается красивый лозунг, некоторое время обсуждается на каждом углу, потом его забывают и переходят к новым лозунгам. Показательный пример: на форуме в Петербурге начальник экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович говорил о том, что к 2020 году надо обучить весь мир русскому языку. Я с ним согласен. Если мы верим, что Россия будет великой страной с одной из крупнейших экономик, сюда нужно привлекать иностранных специалистов со знанием языка. Но сказав «А», надо говорить и «Б. Если мы хотим, чтобы весь мир говорил на русском, нужно строить за рубежом языковые школы, как это делают англичане, тратить на это уже сейчас миллиарды долларов. Мы этого не делаем, как не делаем и многое другое. Чтобы наши мечты стали реальностью, надо их не только декларировать.
Мы живем в мире с рухнувшей системой координат. И речь не только о России. Двойные стандарты есть везде, как есть и проблема доверия — не только общества к власти, но и людей друг к другу. Когда декларируют, что бизнес должен быть честным, я вспоминаю, как в Россию приезжал глава корпорации Enron, учил нас corporate governance, а потом выяснилось, что его слова расходились с делом. Говорят, спорт — это здоровье и молодость мира, а на деле спортсмены умирают от допинга, который принимают в погоне за результатами. Президент говорит нам, что идет реформа госуправления, что будет выстроена вертикаль власти и будет только один вице-премьер, а потом их становится два, еще через какое-то время три и т. д. Люди не понимают, почему это произошло, почему мы отказались от предыдущей концепции, следует ли верить новым обещаниям, не понимают, в какой момент и по каким причинам все может измениться.
Преодолеть кризис доверия можно одним способом — должна быть четкая, транспарентная коммуникация между всеми слоями общества. Власть должна быть последовательна, должна четко объяснять людям свои действия. Нельзя жить как в советской системе, когда говорилось одно, а делалось другое.
Следует определить цель и выработать четкий план действия. Добиться того, чтобы все действия были системными и последовательными, чтобы людям были понятны правила игры и система ценностей. Я считаю позитивным тот факт, что в этом году на петербургском форуме государство и бизнес согласились, что нужен такой общий взгляд, набор направлений, по которым вырабатывается консенсус. В противном случае у нас ничего не получится. И через 20 лет снова будем обсуждать, как России догнать другие страны.