Вертолеты Робинсона
Из окна моего дома прекрасно видна вертолетная площадка на крыше здания ГРУ. Однажды на нее приземлился вертолет президента — зрелище, которое сильно порадовало мою двухлетнюю дочь… Впрочем, если посмотреть с высоты птичьего полета, такие площадки можно увидеть на крышах вовсе даже неправительственных учреждений, например, на небоскребах московского Сити. Посмотреть, с одной стороны, трудновато — полеты над Москвой в пределах МКАД частным аппаратам строжайше запрещены. С другой, частные инвесторы просто так ничего строить не будут, не говоря уже о такой недешевой вещи, как вертодром на крыше. Специалисты сходятся в одном — страна стоит на пороге бума частной авиации, а открытие московского неба для полетов частных вертолетов — вопрос ближайшего года-двух.
Впрочем, оставим Москву — уже сейчас никто не мешает летать над остальной страной, хоть над Петербургом. И летают: в России насчитывается более полутора сотен частных вертолетов. Подавляющее большинство приходится на две модели — Robinson R22 и Robinson R44. Они носят имя человека, подарившего миру вертолет, сравнимый по надежности и цене с автомобилем.
Легенда гласит, что свой первый вертолет Фрэнк Робинсон собрал, как это водится в США, в собственном гараже. Но оставим легенды для авторов детских книжек. Все было сложнее. В 1973 году инженер компании Hughes Helicopter Фрэнк Робинсон представил своему руководству проект маленького вертолета по цене обычного легкового автомобиля. Свою идею он презентовал не впервые и всякий раз слышал одни и те же доводы: такой вертолет за такие деньги создать нереально, к тому же он будет ненадежным и на него не будет спроса. Фрэнк, проработавший до этого почти 20 лет в вертолетостроительной индустрии, устал уговаривать работодателей, покинул в итоге Hughes и основал Robinson Helicopter Company (RHC).
Уже спустя пару лет, в августе 1975-го первый двухместный вертолет Робинсона R22 отправился в свой первый полет, а в марте 1979-го, получив все необходимые сертификаты, поступил в продажу по базовой цене всего $40 000 (критики Робинсона оказались в чем-то правы: за эту цену можно было купить четыре роскошных автомобиля). Десятилетие спустя в небо поднялся уже полноценный летающий автомобиль — четырехместный R44.
Вертолеты Робинсона как раньше, так и сейчас, удивительно просты, надежны и продуманы. Начнем с того, что сердце у них поршневое — оппозитные двигатели Lycoming, которые выпускаются уже более полувека. Огромный по объему 6-цилиндровый 5,4-литровый бензиновый двигатель R44 выдает всего 260 л. с. Сделано это неспроста — у такого двигателя фантастический ресурс и надежность.
Двигатель в «Робинсонах» расположен за салоном. При аварийной посадке он уходит в землю позади экипажа — что происходит в таких ситуациях с экипажем небольших вертолетов Миля, где двигатель стоит прямо над кабиной, думать не хочется. Безопасности вертолетов, пилотировать которые призваны в основном не профессионалы, а любители, у Робинсона подчинено все. При жесткой посадке первую нагрузку на себя берут стойки лыж и элементы каркаса, далее в дело вступают сиденья экипажа с энергопоглощающим коробчатым каркасом.
По простоте управления «Робинсоны» могут поспорить с любым автомобилем, да и заводятся они, как автомобили, ключом. Низкочастотный звук работающего двигателя напоминает урчание мощного грузовика, что для вертолета очень необычно. Левая рука пилота постоянно лежит на рукоятке æ«шаг-газ». Поворотом рукоятки мы можем изменять частоту оборотов несущего винта, но при самом полете она должна оставаться постоянной (это помогает делать автомат поддержания оборотов, тумблер включения которого прячется в торце рукоятки). При подаче рукоятки «шаг-газ» вверх меняется шаг несущего винта, и вертолет плавно отрывается от земли.
Наконец, самый главный инструмент управления — ручка циклического шага. В «Робинсоне» она напоминает букву Т, позволяя управлять вертолетом как пилоту (он сидит справа), так и пассажиру слева. Ручку от себя — летим вперед, на себя — назад, вправо или влево — соответственно и летим в эти стороны. Причем назад летим хвостом вперед, а вбок — собственно боком. Это, конечно, неудобно. Для приведения вертолета в привычное состояние имеются педали управления рулевым винтом. Жмем на левую — кабина разворачивается влево, на правую — вправо. Вот, собственно и все.
Вторая по популярности марка частных вертолетов в России — MD Helicopters. Производитель этих машин вырос все из той же Hughes Helicopter, детища легендарного Говарда Хьюза. Самая популярная модель MD 500E является прямой наследницей скоростного вертолетного разведчика времен вьетнамской войны Hughes OH-6 Cayuse. Главное отличие MD от «Робинсона» — газотурбинный двигатель, более мощный и компактный, но и более дорогой. Для сравнения: если новый четырехместный R44 стоит в России около $500 000, то к четырехместному MD 500E надо присматриваться, имея уже $1,5 млн. У нас особо ценится самая навороченная модель семейства — MD 600N, прозванная, понятное дело, «шестисотым». Она имеет уникальную систему NOTAR, позволяющую обходиться без хвостового винта. А ведь 83% аварий вертолетов в мире происходит как раз из-за удара рулевым винтом о препятствия.
Где купить вертолет? Генеральным дистрибьютором MD Helicopters в России является компания «АвиаГоризонт». «Робинсоны» же продают несколько фирм, наибольшую активность из которых демонстрирует «Авиамаркет». Перед покупкой вас покатают на приглянувшихся машинах. Удовольствие во много раз превышает удовольствие от управления, например, суперкаром, так что, если у вас действительно есть деньги на вертолет, с большой вероятностью после полета вы их за него и выложите. За один месяц и $20 000 вас научат довольно сносно управлять вертолетом.
Наконец, последний вопрос: куда лететь? Да куда угодно, главное, чтобы было горючее. С ним у нас чудеса. Поршневые вертолеты, а это все «Робинсоны», летают на бензине, все остальные — на керосине. В принципе «Робинсон» в случае крайней необходимости может летать и на обычном бензине с ближайшей заправки, но для нормальной эксплуатации нужен качественный авиационный бензин. Во всем мире он дешевле авиационного керосина, но только не у нас, где авиационного бензина нужного качества просто нет, и его везут из Финляндии. А вот авиационного керосина — хоть залейся, и он есть на любом аэродроме. Вот и выходит, что за час полета «Робинсон» съедает горючего почти на $100, а более дорогой MD 500 — чуть более $40. Но какого владельца вертолета это интересует?