Прибыли российских нефтяников снижаются. Зато растут доходы всех, кто обслуживает их интересы. Бизнесмен Андрей Зозулин — один из них
Встаринном особняке купцов Целебеевых в центре Санкт-Петербурга идет ремонт. Новый владелец, предприниматель Андрей Зозулин, нанял мастеров, участвовавших в реставрации Константиновского дворца, и теперь бригада аккуратных рабочих покрывает перила парадной лестницы сусальным золотом. Это ли не свидетельство того, что бизнес владельца дома идет в гору?
Зозулин — основатель и совладелец компании «Индастриал поинт», являющей собой образец российского машиностроительного предприятия нового типа. Принцип таких компаний — выбирай клиентов из отраслей побогаче, инвестируй в покупку российских активов по минимуму. Компания Зозулина работает на очень перспективном рынке оборудования для нефтяных месторождений, объем которого составляет сейчас $650 млн, а к 2011 году должен вырасти до $2,34 млрд, по оценкам исследовательской фирмы Douglas Westwood. При этом основная продукция «Индастриал поинт», мобильные буровые установки, собирается на площадках сторонних предприятий, с которыми созданы СП. В скором будущем планируется открыть завод в Европе. Значит, риски владения собственностью сведены к минимуму.
Типична в чем-то и история бизнесмена: до 1998 года Зозулин играл на рынке ГКО и занимался расшивкой неплатежей, в том числе для дочерних предприятий «Газпрома». Один раз он выступил посредником между «Газпромом», которому нужны были буровые передвижные установки, и питерским заводом «Спецмаш», где они собираются. Собственно, тогда, после кризиса, ему и пришла идея заняться этим бизнесом самостоятельно. «Пройдя один раз весь процесс от начала до конца, я знал, как и с кем договариваться», — вспоминает Зозулин в интервью Forbes.
Поначалу компания «Индастриал поинт» была просто посредником. Но теперь у Зозулина есть собственное конструкторское бюро (создано из бывших инженеров азербайджанского предприятия «Азинмаш»), а весь производственный процесс объединен в стройную цепочку. Основные части мобильной буровой установки — шасси, то есть автомобильная платформа грузоподъемностью от 40 т до 160 т, и лебедка — подъемный механизм, на который устанавливается буровое оборудование. Шасси КБ «Индастриал поинт» разрабатывает совместно с компанией «Уралпромтехника» из города Миасс. Эта фирма, хотя и не зависима от расположенного в том же городе автозавода «Урал», но занимается доработкой его машин для нужд заказчиков. Второй важный узел, гидравлическую лебедку, производит шведская фирма Lidan Oil & Gas AB. Это бывшее советско-шведское СП, созданное еще по указу Совета министров СССР. Предприятие в свое время сотрудничало с машиностроительными заводами Советского Союза, в том числе с петербургским «Спецмашем», и специализируется как раз на гидравлических лебедках.
После того как шасси и лебедка изготовлены, их нужно соединить. Легкие буровые установки — до 100 т — «Индастриал поинт» собирает в Татарстане на Елабужском автомобильном заводе, а тяжелые — на «Спецмаше». В мае прошлого года компания Зозулина создала СП с этим заводом — «Спецмаш-Нефтегазовое оборудование».
За 9 лет с момента создания «Индастриал поинт» нефть подорожала в пять раз — до $65 за баррель. Разбогатели на этом не только нефтяные компании, но и предприятия, их обслуживающие. По данным все той же Douglas Westwood, сегодня объем рынка сервисных услуг для ТЭК (не считая производства оборудования) составляет $11,4 млрд, а к концу 2011 года он превысит $22 млрд.
Бизнесмены, сделавшие ставку на ремонт скважин, бурение и прочие сервисные услуги, сказочно обогатились. Взять Феликса Любашевского, бывшего исполнительного директора ТНК-ВР. В конце 2004 года он с несколькими партнерами создал группу компаний «Интегра» (сегодня в нее входит более 40 нефтесервисных и машиностроительных предприятий). В феврале 2006-го «Интегра» провела IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE). Спрос на акции более чем в 10 раз превысил предложение, а начальная капитализация компании ($1,9 млрд) за несколько месяцев поднялась до $3 млрд. «В ближайшие пять лет рынок нефтесервисных услуг, в том числе бурения, будет стабильно расти», — вице-президент «Интегры» Лев Гольденберг полон оптимизма. Для справки: в 1998 году в России пробурили скважины общей глубиной 5 млн м, объем бурения в этом году составит 11 млн м.
Еще одна сервисная компания — «Евразия» (бывшая «Лукойл-Бурение») объявила о планах выйти на LSE осенью. Аналитики прочат ей успех и обещают капитализацию в $2–2,3 млрд.
«Индастриал поинт» пока далеко до этого. Как говорит Зозулин: «Мы стоим первые к нефти и последние к деньгам». Впрочем, ему грех жаловаться: выручка предприятия в 2006 году составила 4,5 млрд рублей ($170 млн). Компания продает несколько видов буровых установок на колесах — от легких грузоподъемностью 40–50 т (по 5–6 млн рублей) до сверхтяжелых — по 160 т (180–240 млн рублей). В этом году, сообщил Зозулин, тяжелых установок планируется собрать 17 штук, а легких — 168 штук.
Конкуренция? Машины на 160 т, по словам предпринимателя, в России больше никто не делает. А легкие и средние установки производят по схожей схеме еще две-три компании. Одна из них — «Мобильные буровые системы». Ее гендиректор Владимир Юдкевич также пророчит рынку прекрасное будущее. По его оценке, сейчас до 70% действующего парка мобильных буровых установок требует замены. «В ближайшие годы вырастет спрос на мобильные агрегаты большой грузоподъемности — от 100 т», — считает Юдкевич. Он оценивает потребность в них в 150 штук до 2010 года.
Как и во многих других секторах машиностроения, российские производители мобильных буровых установок ищут свое место между более дешевой китайской продукцией и западной, обходящейся обычно в два и более раз дороже российских аналогов. Европейские буровые Зозулина не страшат, а вот за конкурентами из Азии он внимательно наблюдает, изучая их производственные планы. Пока, говорит Зозулин, качество у них низкое.
«Индастриал поинт» тоже работает над качеством. Компания начала делать установки с верхним приводом (буровой инструмент вращается целиком, а не только нижняя его часть), что позволяет бурить скважины до 5500 м. Кроме того, Зозулин собирается открыть предприятие в Европе — «Индастриал поинт» купила за €10 млн производственное помещение в Восточной Германии (земля Бранденбург) и заказала оборудование для производства лебедок.
В чем смысл? С одной стороны, власти депрессивных регионов, входивших когда-то в ГДР, готовы предоставлять инвесторам любые налоговые льготы, лишь бы те обеспечили занятость. Ну а с другой, на продукции «Индастриал поинт» можно будет с полным правом писать Made in Germany и продавать в богатых нефтью развивающихся странах — Индии и Венесуэле например.
Реконструкция петербургского особняка Целебеевых тем временем идет полным ходом и должна завершиться к концу года. Часть помещений уже занимает центральный офис «Индастриал поинт». На стенах кабинета главы компании висит русская живопись. Бизнесмен коллекционирует современное искусство, покупая картины напрямую у знакомых российских художников. И это тоже примета времени: художникам достается часть нефтяных денег.