Коммуникаторы BlackBerry популярны во всем мире. Почему их не продают в России?
Елена Р., аналитик крупного инвестиционного банка, всегда держит при себе два электронных устройства: мобильный телефон и коммуникатор BlackBerry, обеспечивающий мгновенный доступ к корпоративной почте. BlackBerry включен 24 часа в сутки. «Я потеряю работу, если не буду отвечать на письма клиентов в среднем через полторы минуты после поступления запроса», — говорит Елена. Одно неудобство: переписку с клиентами приходится вести на английском. BlackBerry аналитика Елены, как и многих других пользователей этого сервиса в Москве, обслуживает один из британских сотовых операторов.
Конкурентное преимущество BlackBerry — шифрование электронной почты на уровне устройства. Крупные корпорации могут быть уверены: даже если злоумышленник перехватит идущее по радиоволнам письмо, он не сможет его прочесть. Контракты с BlackBerry продают около 100 сотовых операторов в 30 странах. Число пользователей сервиса перевалило за 8 млн человек. (Популярность BlackBerry так высока, что ученые рассуждают уже о том, как это устройство меняет жизнь человека, см. например, статью на стр. 138.)
В апреле 2005 года компания МТС подписала с канадской Research in Motion (производителем BlackBerry) соглашение на поставку аппаратного и программного обеспечения для запуска сервиса в России. Были объявлены сроки — третий квартал 2005 года. Затем сроки сдвинулись на начало 2006 года. К маю 2007 года, когда готовился этот номер Forbes, соглашение еще не было выполнено.
«Мы не оставляем надежды привести BlackBerry на российский рынок, — комментирует вице-президент МТС по маркетингу Синтия Гордон. — Компания продолжает работать с российскими государственными органами, занимающимися безопасностью». Подробностей Синтия Гордон не сообщает, в неофициальном порядке это делают участники российского телекоммуникационного рынка. Согласно российскому закону о системе оперативно-розыскных мероприятий, правоохранительные органы должны иметь возможность прослушивать разговоры и читать почту всех абонентов всех операторов связи в России. На всех коммутаторах сотовых компаний для этих целей размещена специальная аппаратура. Каждое устройство, шифрующее информацию, получает сертификат ФСБ только в том случае, если чекисты имеют универсальный ключ к шифру.
Задержка с запуском BlackBerry в России может быть связана с тем, что Research in Motion отказалась предоставить органам средства дешифрации. Такое упрямство можно было бы понять. Конфиденциальность — главный товар Research in Motion, взломанная шифровальная система не имеет стоимости. Forbes обращался в Research in Motion и Центр общественных связей ФСБ России, но к моменту сдачи этого номера журнала в типографию получить комментарии не удалось. Синтия Гордон отделывается общими фразами: «Мы оптимистичны. Хотя пока не можем здесь обещать что-то».
Тем временем число полулегальных пользователей BlackBerry в России растет: подключенные к иностранным сетям коммуникаторы BlackBerry используют тысячи работников инвестиционных компаний и банков, консалтинговых фирм и PR-структур, представительств иностранных компаний. Безлимитный доступ к корпоративной почте обходится абоненту BlackBerry (западной сотовой сети) в Москве в сумму до $100 в месяц.