Один из способов диверсифицировать вложения — стать пайщиком фонда, покупающего вместо ценных бумаг паи других фондов. Но насколько это разумно в российских условиях?
В 2005 году фонд акций под управлением небольшой компании «Церих» показал отличные результаты: шестое место среди всех открытых фондов акций, прирост пая 77%. Но если бы вы купили тогда эти паи, то прогадали бы: в 2006-м фонд оказался на 55-м месте, прибавив лишь 34%. «В начале года мы, посчитав, что рынок перегрет, стали перекладываться во второй эшелон и вообще в отрасли, ориентированные на внутреннее потребление. Как выяснилось, рано», — объясняет результаты директор по развитию и продажам Павел Толмачев. Спастись от таких ошибок невозможно, но можно попытаться минимизировать их негативный эффект.
Способ один — диверсификация. Можно купить паи нескольких ПИФов или доверить выбор управляющим специальных фондов, которые вкладывают деньги не в акции и облигации, а в паи других ПИФов. Управляющие фондами фондов (так называются эти ПИФы) не уделяют особого внимания акциям и облигациям, зато они должны досконально знать деятельность своих коллег.
Фондов, инвестирующих в паи, в России совсем немного — одиннадцать, если быть точным. Центральная управляющая компания и УК «Максвелл Эссет Менеджмент» до сих пор спорят, кто первым создал фонд фондов. Первой правила такого фонда зарегистрировала Центральная управляющая компания, но первым полностью сформированным фондом в сентябре 2004 года стал фонд УК «Максвелл».
Впрочем, на это соперничество никто не обратил внимания. В следующем, 2005 году фонд фондов запустила лишь небольшая компания из Санкт-Петербурга «Элби-Траст». А вот в 2006 году появилось сразу восемь фондов. Это почти в три раза больше, чем было до этого, практически бум. Игроки? От управляющей компании «КИТ Финанс», известной широкой линейкой розничных паевых инвестиционных фондов, до скромной оренбургской «РМ Менеджмент», чей фонд фондов «Золотая коллекция» был первым в «коллекции» компании и пока остается единственным.
Причины такой неожиданной активности управляющие объясняют желанием застолбить место на рынке до всплеска популярности фондов фондов у населения. В том, что эти ПИФы будут популярны, управляющие не сомневаются. По свидетельству Дмитрия Кирпиченко, президента группы компаний «Максвелл капитал», в Соединенных Штатах более 10% средств, инвестируемых в инвестиционные фонды, приходится на этот инструмент. Чем он привлекателен? Пока рынок растет, большинство ПИФов приносят неплохой доход, но когда рынок нестабилен, на первый план выходят талант и чутье управляющего, его умение подбирать команду и т. д. Кому, как не управляющему фондами фондов, определять лучших?
Диверсификация в таком фонде обеспечена законодательно — доля паев одного ПИФа в его активах не должна превышать 10%. Кроме того, такие фонды не могут купить более 30% паев, выпущенных одним ПИФом. Однако чем меньше рисков, тем на меньшую доходность приходится рассчитывать. Поэтому обычно фонды фондов сильно отстают от лидеров рынка и пока не выдерживают конкуренции с индексными ПИФами (то есть теми, чей портфель повторяет «состав» фондового индекса).
Доходность российских фондов фондов в прошлом году составляла от 11% до 49% (имейте в виду, что полностью прошлый год отработали только три из них). За то же время лучший фонд акций (среди открытых и интервальных) заработал 110%. Впрочем, пайщики фондов облигаций в прошлом году получили максимум 26%. Активы самого крупного российского фонда фондов, «Ак Барс — Коллекционный», в конце февраля составляли чуть более $21 млн. Для сравнения: объем открытого фонда акций «Добрыня Никитич» под управлением «Тройки Диалог» превышает $680 млн.
«Усредненная» доходность фондов фондов — не единственный минус. Обратите внимание: фонды фондов дороги. Их пайщики фактически облагаются двойной платой за управление активами. Одну комиссию взимает УК, управляющая фондом фондов, вторую — компания, в ПИФ которой вкладываются деньги. В итоге общие издержки, по мнению Алексея Шкрапкина, генерального директора УК «ВТБ Управление активами», могут достигать 6% от стоимости активов за год.
За что платит пайщик? Говорит Эркин Нусуров, управляющий директор по инвестициям УК «Райффайзен Капитал»: «Мы рассылаем [управляющим других фондов] анкеты с вопросами о методике работы, потом знакомимся с ними, разговариваем». Владимир Потапов, управляющий фондами УК «Тройка Диалог», вспоминает, как с подобными запросами в компанию обращался «Райффайзен Капитал». Управляющим других компаний не отказывают в общении, ведь решение об инвестировании принимается в том числе по результатам таких бесед.
Общением дело не ограничивается. Обычно крупные УК покупают паи на основании отбора по математическим моделям. Например, «КИТ Финанс», управляющая двумя фондами фондов, составляет собственный специальный рейтинг фондов, в котором учитывает размер ПИФа, рейтинг НАУФОР, а также три коэффициента эффективности управления фондом (коэффициенты «альфа», Шарпа и Трейнора) на длинном (2 года) и коротком (полгода) промежутках времени. Каждому из показателей присваивается свой вес.
В итоге паи первых двенадцати фондов попадают в портфель. Доля каждого из четырех лучших фондов составляет в нем 8–10%, следующих — 7–9%, остальных — 5–7%. «На Западе много внимания уделяется субъективным вещам — беседам с управляющими. Мы решили сделать ставку на математику», — говорит Владимир Цупров, директор по управлению активами «КИТ Финанс». Впрочем, он признается, что в некоторых случаях фонды, попавшие в число лучших, исключались из портфеля, если, например, их сотрудники не могли внятно ответить на вопросы управляющих.
Управляющие фондами фондов не всегда делают ставку на оценку работы портфельных менеджеров. Для некоторых из них главное — правильное соотношение между ПИФами акций и облигаций, отраслевыми ПИФами. В небольшой УК «Арбат Капитал» (управляет фондом «РИМ ПИФомания», портфель которого на 60% состоит из паев) планируют сделать фонд фондов с отраслевым уклоном. «Мы будем увеличивать количество паев фондов, инвестирующих в определенные отрасли. Одна проблема — таких фондов пока немного», — говорит Михаил Армяков, руководитель отдела исследований «Арбат Капитала».
Фонды фондов начинают привлекать к себе внимание. Эркин Нусуров утверждает, что спрос на фонд фондов «Райффайзен Капитала» превысил ожидания. Прирост стоимости его чистых активов за два первых месяца 2007 года составил почти 110% (несмотря на то что паи к 1 марта подешевели на 4,5%). Кто инвестор? Пока в основном крупные частные клиенты: средний размер инвестиций составляет около 500 000 рублей, что примерно в два раза больше, чем в остальные ПИФы компании.
Впрочем, критики фондов фондов утверждают, что их «надрыночная» позиция не позволяет серьезно снизить риски — большинство российских ПИФов держат акции немногочисленных российских «голубых фишек» и при падении рынка падают вместе с ним. Зато инвестиции защищены от ошибок одного конкретного управляющего. Когда фонды фондов наберут популярность в России? Кирпиченко говорит, что через два-три года. А может, и позже. Вспомните: первый фонд фондов был создан спустя восемь лет после появления первых ПИФов в России.