Задолженность по потребительским кредитам быстро растет. Кому это угрожает? Вряд ли банкам
Кредиты — самая популярная банковская тема последнего года. О кредитах под нещадные проценты пишут газеты. Об угрожающей ситуации с просроченными платежами говорят первые лица Центробанка. Люди, обманувшие банки, скоро вытеснят наркоманов и угонщиков автомобилей из криминальной хроники.
Вот типичная история. Жительница подмосковного Подольска Александра выдала дочь замуж и решила подарить молодоженам холодильник. Скромная зарплата парикмахера не позволяла отдать за покупку сразу 20 000 рублей, зато прямо в магазине женщина оформила кредитную карточку банка «Русский стандарт» с лимитом в 40 000 рублей. Через месяц после погашения долга Александре позвонили из банка и спросили, почему она перестала платить по кредиту в 40 000 рублей? Оказалось, втайне от тещи кредитной карточкой воспользовался зять. Пришлось срочно занимать деньги у соседей, дочь подала на развод.
Многие, получив легкие деньги, намеренно их не возвращают. Компании, занимающиеся сбором просроченных долгов (коллекторы), могут рассказать таких историй сколько угодно. Случай из практики долгового агентства «Пристав»: в 2003 году москвич оформил в крупном банке кредитку с лимитом $500 и израсходовал его за два месяца, а деньги решил не отдавать, хотя финансовое положение его не изменилось. Спустя три года, отчаявшись вернуть деньги, банк обратился к коллекторам. Даже они поразились: за счет штрафов первоначальные $500 превратились в $300 000. Что уж говорить о заемщике! Чем закончилась история? Молодого человека, все это время работавшего в небольшой компьютерной фирме, убедили заплатить банку $1500 и остаться с чистой кредитной историей.
Оставим в стороне жуликов. Даже добросовестные заемщики, поняв, что банки прячут реальные ставки по кредитам за различными комиссиями, о которых в договорах сообщается мелким шрифтом, не хотят платить 60% вместо заявленных 20%. Клиенты банков жалуются в Роспотребнадзор и при поддержке общественных организаций грозятся завалить банки судебными исками. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области уже доказало в суде, что ХКФ Банк незаконно брал плату за открытие и ведение ссудного счета. Договор пришлось изменить. Аналогичное дело по «Русскому стандарту» рассматривается.
Все это приводит к росту просроченной задолженности физических лиц перед банками. По официальным данным ЦБ, в прошлом году она увеличилась на 32 млрд рублей — до 54 млрд рублей. Это притом что набежавшие к началу 2006 года 22 млрд рублей копились пять лет. Темпы роста задолженности выглядят угрожающе.
Процентные показатели, правда, не такие страшные — в среднем по банковской системе объем просрочки физлиц составляет 2,6%. Но сотрудники ЦБ бьют в набат. «Реальная доля просроченных кредитов по крайней мере в два раза превышает заявленную в отчетности из-за передачи прав требования коллекторам», — говорил в начале года на встрече с банкирами в подмосковном пансионате «Бор» Владимир Сафронов, начальник Главной инспекции кредитных организаций ЦБ. Председатель Центробанка Сергей Игнатьев на том же ежегодном мероприятии был более откровенен: «Тема серьезнейшая, для меня это сегодня самая большая головная боль».
В том же духе высказываются и аналитики. «Большинство банков не обладает опытом оценки рисков портфеля розничных кредитов, поэтому многие из них могут столкнуться с существенным увеличением доли просроченных кредитов» — это из отчета «Тройки Диалог». Действительно, эта доля у банков, которые специализируются на потребительском кредитовании, растет. Безусловный лидер здесь — уже упоминавшийся ХКФ Банк (18,5%), тревожно выглядят показатели УБРР (10,6%), Кредит Европа Банка (9,9%), Инвестсбербанка (9,8%), «Русского стандарта» (9%) и др.
Аналитики и журналисты начали проводить аналогии с ситуацией, сложившейся в начале 2000-х в Корее. После финансового кризиса 1997–1998 годов правительство этой страны поддерживало программу потребительской активности за счет кредитования. Поначалу это дало результат — экономика быстро восстановилась, а долг граждан достиг $60 млрд. Но к 2004 году, по данным МВФ, 6% населения страны имело просроченные долги, в среднем их доля превысила 11%. Экономический рост замедлился, а крупнейший эмитент кредитных карт LG Card оказалась на грани банкротства.
Стоит ли доверять страшилкам? Давайте разберемся. У банков растет просроченная задолженность по российским стандартам бухучета (РСБУ), а по более адекватным реальности международным (МСФО) картина не выглядит такой удручающей. У того же ХКБ Банка задолженность по МСФО — 14%, у «Русского стандарта» — всего около 5%. Такая разница объясняется тем, что долги, давно списанные банками по МСФО, по РСБУ портят их балансы еще полтора-два года. В 2006 году «Русский стандарт», например, списал по МСФО долг на 11,5 млрд рублей.
Но еще до того как списать долги, банки передают их в распоряжение коллекторским агентствам, которых становится все больше. Еще бы — банкиры утверждают, что эти агентства берут за свои услуги до 50% от суммы долга. Впрочем, и банки не остаются внакладе — ставки по кредитам зачастую еще выше. Председатель совета директоров агентства по взиманию долгов «Секвойя Кредит Консолидейшн» Евгений Бернштам оценивает рынок передаваемых коллекторам долгов в $500 млн и ожидает трехкратного роста в течение года.
Если же и коллекторам не удалось вернуть деньги, то самые безнадежные долги можно продать, правда, с огромным дисконтом (до 99%). Кому они нужны? Этим рынком в России уже интересуются крупнейшие мировые инвестбанки, ведь вложенные деньги можно удвоить, выбив долг всего у двух заемщиков из ста.
Не время пока беспокоиться о банковской системе. Как уже говорилось, ставки по кредитам остаются высокими и с лихвой покрывают убытки от невозврата кредитов. Правда, с 1 июля по требованию ЦБ банки будут вынуждены указывать эффективную ставку кредита. Это приведет к снижению процента — немного найдется желающих взять деньги под 60%. («Русский стандарт» уже начал выпускать кредитные карты с «честной» ставкой в 36%.) В Польше, где риски сопоставимы с российскими, ставки стабилизировались на уровне 15–20%. Так что банкирам есть над чем работать. И им действительно придется совершенствовать систему отбора заемщиков. «Мы намерены активно развивать бизнес, — говорит вице-президент крупного московского банка. — Здесь все зависит от системы скоринга, правильности проверки, от того, какую информацию мы получаем от заемщика».
В результате упоминавшегося уже кризиса в Корее кредитные организации сильно не пострадали: правительство запустило программу реструктуризации плохих долгов, LG Card прошла процедуру санации и вскоре все встало на свои места. А заемщики? Были случаи, когда отчаявшиеся родители с детьми на руках выбрасывались из окон.