К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В эпизодах


Может ли из побочного проекта вырасти большой бизнес? Всем, чем мог, Михаил Рудяк своей развлекательной империи помог

В детстве Михаил Рудяк, владелец строительной компании «Ингеоком», очень любил кино. В небольшом военном городке на Украине, где он вырос, новые фильмы привозили в Дом офицеров дважды в неделю, но деньги на билеты родители давали не всегда. Прошло сорок лет. Теперь у Рудяка есть свой собственный кинозал, устроенный прямо в его загородном доме: экран во всю стену, отличный звук и даже итальянское кожаное кресло — такие же установлены в самой дорогой зоне недавно отреставрированного кинотеатра «Октябрь». К этому модному месту на Новом Арбате Рудяк имеет непосредственное отношение: «Октябрем» управляет компания «Каро», Рудяк ее совладелец.

Впрочем, одно дело детские мечты о кино, другое — бизнес. В свою роскошную комнату с экраном Рудяк теперь почти не заглядывает. «Какое кино? Нет времени», — рассказывает предприниматель в интервью Forbes. Собственно, и в дела холдинга «Каро», которым он владеет на паях с друзьями Леонидом Огородниковым и Олегом Андреевым, Рудяк тоже почти не вмешивается. «Изредка Миша отрывается от своих строек и что-нибудь нам предлагает», — поясняет председатель совета директоров «Каро» Леонид Огородников. Создатель компании, сносившей «Интурист» и строившей всю подземную часть проекта «Москва-Сити», честно признается, что отчеты о состоянии дел в сети из 25 кинотеатров «Каро» проглядывает раз в год.

С теми же партнерами, Огородниковым и Андреевым, Рудяк владеет и компанией «Шторм Интернэшнл», чьи игровые салоны «Супер Слотс» (всего их 26) и казино часто расположены в сети «Каро». И здесь он в дела не вмешивается — для оперативного управления компаньоны наняли аккуратных американцев из Лас-Вегаса. Да и страсти к азартным играм Рудяк не испытывает: «Через пять минут тошно становится».

 

Между тем именно благодаря Рудяку друзья, в начале 1990-х занимавшиеся торговлей компьютерами, стали пионерами индустрии развлечений в России. С Михаилом Рудяком выпускники Московского пищевого института Леонид Огородников и Олег Андреев познакомились больше 20 лет назад в геологической экспедиции на Камчатке, начальником которой был Рудяк.

Рудяк забросил геологию в 1988-м, создав на волне кооперативного движения фирму «Ингеоком» (редкий случай: компания просуществовала уже почти 20 лет под первоначальным названием). Первый громкий проект — реконструкция канала им. Москвы. Никому не известный тогда кооператор предложил городу проект, по срокам и смете в разы более выгодный, чем прочие: до этого канал собирались строить заново, что заняло бы 10 лет. В 1991 году Рудяк познакомился с Юрием Лужковым. А еще через год тот предложил энергичному предпринимателю «разгрести кинотеатр «Россия», где было скопление ларьков с разными уголовными крышами», вспоминает Рудяк. Он привлек к делу Огородникова с Андреевым, взяв здание в центре столицы в аренду. Помещение самого большого столичного кинотеатра, переименованного в «Пушкинский», компания «Каро» выкупила только в конце 2006 года, но по-хозяйски эксплуатировала его больше 10 лет.

 

В «Пушкинском» открыли ресторан. Поставили игровые столы (здешнее казино «Шангри Ла», среди завсегдатаев которого Алла Пугачева и другие известные личности, до сих пор остается самым доходным во всем холдинге). В огромном зале на 2057 мест устраивали концерты — например, первое в России выступление британского певца Марка Алмонда. Однажды в концертах возник перерыв, и, чтобы зал с современной аппаратурой не простаивал, приятели пустили фильм «Ромео и Джульетта» с Ди Каприо. Большая часть из 127 московских кинотеатров на тот момент была закрыта либо занята мебельными и обувными салонами. Зал с Dolby Surround в гостинице «Рэдиссон Славянская» показывал в основном кино на английском, а открывшийся по соседству с «Пушкинским» американский «Кодак-Киномир», несмотря на высокие цены, не вмещал всех желающих — народ хотел зрелищ. Оценив сборы после первого же уик-энда, Огородников, Рудяк и Андреев срочно пересмотрели стратегию бизнеса. Сейчас «Каро» лидирует по числу кинотеатров и залов (25 и 118 соответственно). У ближайшего конкурента, компании «Киномакс», 18 кинотеатров и 56 залов, а ее выручка в два с лишним раза меньше.

И хотя Рудяк в управление компанией не вникает, без него друзья такую империю не выстроили бы. «Моя роль в «Каро» партнерско-лоббистско-дружеская. Мне проще найти участки, договориться с власть имущими о взаимовыгодном для города бизнесе», — объясняет Рудяк, ставший в 2000 году советником мэра. Не раз Огородников отказывался от идеи арендовать тот или иной кинотеатр, когда владелец «Ингеокома» предупреждал его заранее о планируемом сносе здания.

Под управлением «Каро» четыре старых кинотеатра в центре Москвы — «Пушкинский», «Октябрь», «Ударник», «Баррикады». А всего их пять — один мультиплекс расположен в принадлежащем «Ингеокому» торгово-развлекательном центре «Атриум» на площади возле Курского вокзала. Этот торговый центр — еще один пример взаимовыгодного сотрудничества Рудяка и мэрии. Предприниматель взялся помочь городу решить проблему с парковкой в центре, а чтобы паркинг окупился, построил еще несколько торговых этажей (правительству Москвы, выделившему землю, достается 40% доходов «Атриума»). У конкурирующего с «Каро» «Киномакса» в центре всего лишь один кинотеатр — ему достался «Кодак-Киномир», когда Eastman Kodak решила свернуть кинобизнес (учредители «Киномакса» торговали их пленкой). У «Формулы кино» — три: «Стрела», «Горизонт», «Формула кино Европа».

 

На каких условиях «Каро» арендовала помещения? Все прописано в постановлениях правительства Москвы о реконструкции и дальнейшем использовании кинотеатров «Алмаз» и «Россия»: аренда на 25 лет, стоимость ремонта можно вычесть из арендной платы. При этом две трети пристроенных к зданию помещений оформлялось в собственность «Каро». «У нас, конечно, таких условий нет. Договоры максимум на семь лет», — говорит Елена Хажинская, директор по прокату и рекламе сети кинотеатров «Центрфильм».

Используя возможность договориться с городом на выгодных условиях, «Каро» оказалась в заложниках у собственной тактики. Перестраивать старые залы дороже, чем открывать новые. А перестраивать придется — при одинаковом расположении доход старого кинотеатра на 20% ниже, чем современного, расположенного в торговом центре. Даже мультиплекс, построенный пять лет назад, проигрывает новому, хотя бы из-за меньшего количества залов. Например, посещаемость девятизального кинотеатра в «Атриуме» в три раза выше, чем самого первого мультиплекса «Каро», открывшегося в гипермаркете «Рамстор», где всего четыре зала (когда-то это казалось пределом). Скоро «Каро» закрывает на реконструкцию «Пушкинский» — должен получиться многозальный кинотеатр. Долю города в нем компания приобрела на конкурсе за 800 млн рублей (около $30 млн, что сравнимо с годовым доходом от арендаторов в «Атриуме»), бюджет реконструкции — около $20 млн. Как это часто бывает в Москве, проект может перерасти и в более масштабный: город хочет провести реконструкцию всей Пушкинской площади, на которой расположен кинотеатр. Кто будет строить автомобильные тоннели, подземные паркинги и павильоны? В «Ингеокоме» говорят, что обязательно примут участие в конкурсе.

Два года назад город поднял арендные ставки на 30%, в прошлом году — на 70%. За квадратный метр в «Ударнике» компания платит теперь 9000 рублей, что сравнимо с рыночной ставкой. «Московские кинотеатры потеряли свою привлекательность», — констатирует Огородников. А с развитием в других регионах компания задержалась. Теперь наверстывает упущенное — в прошлом году число залов выросло в два раза за счет новых городов. Теперь в каждом регионе, где «Каро» открывает мультиплекс, создают управляющую компанию (менеджер может вносить изменения в присланный из столицы репертуар; в Калининграде, например, больше любят комедии, а в Казани — боевики). За пределами Москвы — в Санкт-Петербурге и в Нижнем Новгороде — расположены два из трех кинотеатров, находящихся в собственности компании.

Не оправдался и расчет Рудяка с партнерами на то, что «однорукие бандиты» и казино станут удачным дополнением к кинопоказу. В декабре прошлого года был принят закон, ограничивающий игорный бизнес. Теперь в казино должно быть не менее 10 столов, а в зале игровых автоматов — не менее 50 аппаратов. Площадь казино должна быть не менее 800 кв. м, а игрового салона — не менее ста. Технологически заложенный средний выигрыш должен быть не менее 90%. Все заведения, не соответствующие требованиям, должны быть закрыты до 1 июля 2007 года. Остальные смогут работать до лета 2009-го, а потом переедут в специально отведенные игровые зоны — в Калининградской области, на Алтае, в Приморском крае, на границе Ростовской области и Краснодарского края.

Казино «Шангри Ла», построенное год назад в торговом центре «Варшавский экспресс» в Санкт-Петербурге, компания предпочла закрыть — рассчитали, что оно не окупится до 2009 года. Совладельцы «Каро» заранее собирались диверсифицировать развлекательную империю, потратив $400 000 на программу развития аквапарков, но после обрушения московского «Трансвааля» проект заморозили.

 

Если шесть лет назад «Каро» была лидером рынка, имея лишь «Пушкинский» и четырехзальный кинотеатр в «Рамсторе», то сейчас кинопрокатом успешно занимаются многие. Появились сильные соперники. Инвестиционная компания А1, входящая в «Альфа-Групп», вложила деньги в бизнес питерской компании «Кронверк Синема» (43 зала), «Интеррос» финансирует сеть «Синема Парк» (49 залов). Несмотря на растущую конкуренцию, многие решения в созданном тремя партнерами «Каро» по-прежнему принимаются спонтанно. Например, Рудяк пообещал режиссеру Эльдару Рязанову поставить в сетку показов его последний фильм «Андерсен. Жизнь без любви», даже не видев картины. Фильм в итоге с треском провалился — по данным журнала «Кинобизнес сегодня», по всей России «Андерсен» собрал лишь $125 000 при бюджете $6,5 млн, тогда как российский же «Волкодав» выручил $20 млн (притом что его бюджет ненамного выше — $10 млн). Вообще-то подбором репертуара занимается Огородников, который с удовольствием ходит на все показы. «Но если Миша попросит, мы, конечно, поставим [фильм в прокат], хотя коммерческой привлекательности нет», — говорит Огородников.

«Каро» до сих пор остается лидером и по выручке, и по количеству залов. И план развития есть — компания закупает аппаратуру для показа фильмов в формате 3D, создали продюсерский центр в расчете на то, что собственной сети хватит для окупаемости фильма (уже в 2008 году «Каро» планирует произвести не менее четырех блокбастеров). Один из партнеров, Олег Андреев, поглощен разработкой концепции сети демократичных ресторанов, которые разместятся во всех кинотеатрах «Каро».

Доволен ли Рудяк «Каро»? По оценкам Forbes, выручка развлекательного бизнеса (кино плюс игровые залы) всего в два раза ниже официальной выручки «Ингеокома», составившей в 2006 году $600 млн. Да и к искусству бизнесмен не равнодушен — среди его друзей много актеров МХТ им. Чехова. Хотя театр для него не только искусство, с ним связан один из текущих строительных проектов — Рудяк реконструирует здание, где когда-то сформировалась знаменитая школа Станиславского, снесет несколько домов по соседству и построит в километре от Кремля многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой, апартаментами, жилым корпусом и торговым пассажем.

Так что делами «Каро» Рудяк интересуется все меньше. «Моя заветная мечта — вернуться на любимую Камчатку. И чтобы не охрана носила за мной спальники, а я сам», — признается бизнесмен. Похоже, скоро у него такая возможность появится — у Рудяка растет смена. Шикарный отель Ritz-Carlton на месте снесенной «Ингеокомом» гостиницы «Интурист» возводила компания «ГРМ-Строй». Ее совладелец — Александр Рудяк, 25-летний сын бизнесмена. Кстати, и кино он пока смотрит чаще.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+