Передавать ли бизнес детям? Майкл Пауэлл, создавший легендарную сеть книжных магазинов, решился на это не сразу
Эмили Пауэлл вбегает на утреннее совещание, не успев просушить светлые волосы после тренировки в зале. Эмили ни на что не хватает времени с тех пор, как ее отец Майкл прошлой весной объявил, что передаст ей семейный бизнес. Речь идет о Powell’s Books, крупнейшей частной сети торговли книгами из Портленда, штат Орегон.
Собрание, на которое опоздала Эмили, посвящено обсуждению рутинной проблемы: как заставить молодежь выключить ноутбуки и заглянуть, наконец, в старую добрую печатную продукцию. Отец Эмили по ходу разговора что-то черкает на бумажке. Потом не в тему замечает, что, когда магазину понадобятся новая крыша и система отопления, этим будет заниматься Эмили. У нее начинается тихая паника. «Я думаю, до меня до сих пор не совсем все дошло, — говорит она. — А ведь в какой-то момент мне придется самой решать, как сделать, чтобы все получилось».
Только 30% семейных предприятий остаются таковыми достаточно долго, чтобы перейти ко второму поколению, 15% доживают до третьего и всего лишь 4% — до четвертого. Добавьте к этой неблагоприятной для семейных фирм статистике еще и то, что Эмили придется жить и работать в жесткой конкурентной среде: такие гиганты, как Barnes & Noble, Amazon.com и Sony Reader, производитель электронных книг, ежегодно «помогают» закрыться двум сотням маленьких книжных лавок в США (всего их сейчас около 2000).
Сеть Powell’s из семи магазинов — типичный пример предприятия из отрасли, переживающей кризис. Компания имеет всего 2%-ную рентабельность (до налогообложения), хотя ее выручка в прошлом финансовом году, закончившемся 30 июня, составила около $50 млн — в 50 раз больше, чем в 1982-м, когда Майкл принял управление книжным магазином в центре Портленда от своего отца Уолтера. Коллеги по цеху полагают, что это невероятный успех. «Powell’s считают раем книгочея», — говорит Нэнси Басс Уиден, совладелица нью-йоркского магазина Strand Book с 79-летней историей. Завсегдатаи Powell’s женились среди стеллажей. Один покупатель даже попросил разрешения провести там вечность — сейчас его прах покоится в урне, сделанной в виде стопки книг.
Свою первую книжную лавку Майкл открыл в 1970 году, будучи студентом Чикагского университета. Одолженные у друзей и профессоров $3000 он вернул за два месяца. Посмотрев на успехи сына, Уолтер Пауэлл открыл первый магазин Powell’s Books в Портленде, который через десять лет Майкл и возглавил. Первым его мудрым решением был выкуп здания на Бернсайд-стрит: магазин ни за что бы не пережил роста ренты в престижном квартале. Затем последовало несколько новаторских ходов: Майкл решил выставлять подержанные книги на тех же полках, что и новые, а не в специальном отделе, а в 1994 году, когда еще не было ни Amazon.com, ни других онлайн-магазинов, Powell’s Books вывесила свой каталог в сети. Сегодня продажи через интернет приносят компании треть прибыли.
Карьера Эмили, напротив, развивалась зигзагом. Ребенком она частенько вставала на коробки с книгами, чтобы дотянуться до кассы. Один посетитель спросил, не собирается ли она стать кассиром. «Я буду хозяйкой магазина», — отрезала девочка. Но в 21 год, с дипломом по градостроительству Хаверфордского колледжа, она уже не была в этом уверена. Практика в Powell’s не заладилась, и Эмили уехала в Сан-Франциско к бойфренду.
Некоторые сотрудники испугались, что в отсутствие преемника Майкл продаст магазин. «Мне никогда не хотелось этого, я мечтал, чтобы предприятие оставалось локальным, независимым и по возможности семейным», — говорит он. Отец надеялся, что Эмили вернется в магазин, но позволял ей болтаться по Калифорнии, торгуя женским бельем, работая то в пекарне, то в агентстве недвижимости. А сам обратился к Марку Грину, руководителю программы семейного бизнеса в Университете штата Орегон, который помог разработать десятилетний план подготовки бизнеса к безболезненной смене хозяина.
Весьма своевременно — в 2004 году блудная дочь вернулась в Powell’s. Грин посоветовал, чтобы она проработала хотя бы по два года в каждом подразделении. «Тебе надо заработать свои звездочки на погонах и вернуть авторитет, который ты, вероятно, растеряла, пока здесь работала», — напутствовал отец. Первым пунктом программы стал интернет-магазин, где Эмили получала такую же почасовую оплату, как и другие работники ее уровня, и следила за тем, как ее воспринимают коллеги. (В первый день она надела стильный костюм, но, заметив, что остальные одеваются проще, пришла назавтра в кедах.) Более ответственное дело — найти аналитика для исследования спроса покупателей книг через интернет — отец доверил ей только год спустя.
Постепенно он передавал дочери все больше ответственности. На собраниях старших менеджеров Эмили сначала слушала, потом стала задавать вопросы. Однажды отец и два исполнительных директора взяли ее с собой подыскивать место для магазина в пригороде. Припомнив свое градостроительное образование и опыт работы с недвижимостью, Эмили изложила свои мысли насчет демографии, схем движения и цен на собственность, рассказала, что получилось, а что провалилось в других городах. «Это было просто супер, — вспоминает она. — Я хоть почувствовала, что нужна, и поверила в будущее».
В будущее сети, которую перестанет контролировать ее отец. Когда Майкл говорит об уходе на пенсию (ему 66 лет), он опускает голову, закрывает лицо ладонью, речь переходит в бормотание. «В том, чтобы прекратить управлять и владеть, есть определенные эмоциональные трудности, — объясняет он. — Половина меня говорит: «Давай!», а другая говорит: «Ты что делаешь?!» Но я знаю, что так надо. И для дела, и для семьи».
В мае Эмили стала начальником букинистического отдела. В один из первых дней она наблюдала, как бывалый закупщик бегло просмотрел десять коробок с книгами, быстренько определив, что взять, а что нет, и установив на каждую книгу цену для перепродажи. «Никогда в жизни не чувствовала себя так беспомощно, — говорит она. — У меня бы это заняло неделю».
А вот ее главная головная боль: за последние девять месяцев 2006 года продажи книг в США упали на 1,6% по сравнению с прошлым годом. Подсевшие на видеоигры дети, завтрашние покупатели книг, больше не читают. «Если дети не начнут читать, мы обречены», — говорит менеджер флагманского магазина в Портленде Мередит Шрайбер.
Доход Powell’s вырос на 3% с конца июня, несмотря на снижение продаж букинистических книг, самого стабильного источника прибыли. Обычно подержанные книги обеспечивают 35% продаж в центральном магазине Powell’s, а новые книги — 45% (остальное добирается за счет календарей, сувениров и др.). Этой осенью продажа старых книг увяла. У Amazon и еBay теперь больший выбор, лучше логистика и веб-дизайн.
Сайт Powell’s не рекомендует книги или диски на основе предыдущих покупок, как тот же Amazon. «У нас на сайте вы чувствуете, что зашли в книжный магазин», — говорит Эмили. Интервью с авторами, обзоры книг и личные отзывы — хороший инструмент создания бренда для предприятия малого бизнеса. В чем еще преимущества книжной сети? «Любая когда-либо изданная книга — наша законная добыча», — говорит Майкл. В том числе редкое первое издание «Хоббита», малоизвестная коллекция поэзии или «История игральных карт». Проблема в том, что только 1,5% посетителей Powells.com делают покупку, а для того чтобы хорошо зарабатывать, их должно быть в два раза больше.
Над книжным бизнесом висит вечный вопрос: выживут ли бумажные книги? Powell’s уже торгует цифровыми версиями, но они не пользуются спросом. Отзывы о вышедшем в октябре устройстве Sony Reader, которое может вмещать 80 электронных книг, тоже пока противоречивы. «Некоторые твердят, что люди всегда захотят подержать книгу в руках, — задумчиво говорит Эмили. — Но мой долг сказать: нет, не захотят».