К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Глава вторая


Передавать ли бизнес детям? Майкл Пауэлл, создавший легендарную сеть книжных магазинов, решился на это не сразу

Эмили Пауэлл вбегает на утреннее совещание, не успев просушить светлые волосы после тренировки в зале. Эмили ни на что не хватает времени с тех пор, как ее отец Майкл прошлой весной объявил, что передаст ей семейный бизнес. Речь идет о Powell’s Books, крупнейшей частной сети торговли книгами из Портленда, штат Орегон.

Собрание, на которое опоздала Эмили, посвящено обсуждению рутинной проблемы: как заставить молодежь выключить ноутбуки и заглянуть, наконец, в старую добрую печатную продукцию. Отец Эмили по ходу разговора что-то черкает на бумажке. Потом не в тему замечает, что, когда магазину понадобятся новая крыша и система отопления, этим будет заниматься Эмили. У нее начинается тихая паника. «Я думаю, до меня до сих пор не совсем все дошло, — говорит она. — А ведь в какой-то момент мне придется самой решать, как сделать, чтобы все получилось».

Только 30% семейных предприятий остаются таковыми достаточно долго, чтобы перейти ко второму поколению, 15% доживают до третьего и всего лишь 4% — до четвертого. Добавьте к этой неблагоприятной для семейных фирм статистике еще и то, что Эмили придется жить и работать в жесткой конкурентной среде: такие гиганты, как Barnes & Noble, Amazon.com и Sony Reader, производитель электронных книг, ежегодно «помогают» закрыться двум сотням маленьких книжных лавок в США (всего их сейчас около 2000).

 

Сеть Powell’s из семи магазинов — типичный пример предприятия из отрасли, переживающей кризис. Компания имеет всего 2%-ную рентабельность (до налогообложения), хотя ее выручка в прошлом финансовом году, закончившемся 30 июня, составила около $50 млн — в 50 раз больше, чем в 1982-м, когда Майкл принял управление книжным магазином в центре Портленда от своего отца Уолтера. Коллеги по цеху полагают, что это невероятный успех. «Powell’s считают раем книгочея», — говорит Нэнси Басс Уиден, совладелица нью-йоркского магазина Strand Book с 79-летней историей. Завсегдатаи Powell’s женились среди стеллажей. Один покупатель даже попросил разрешения провести там вечность — сейчас его прах покоится в урне, сделанной в виде стопки книг.

Свою первую книжную лавку Майкл открыл в 1970 году, будучи студентом Чикагского университета. Одолженные у друзей и профессоров $3000 он вернул за два месяца. Посмотрев на успехи сына, Уолтер Пауэлл открыл первый магазин Powell’s Books в Портленде, который через десять лет Майкл и возглавил. Первым его мудрым решением был выкуп здания на Бернсайд-стрит: магазин ни за что бы не пережил роста ренты в престижном квартале. Затем последовало несколько новаторских ходов: Майкл решил выставлять подержанные книги на тех же полках, что и новые, а не в специальном отделе, а в 1994 году, когда еще не было ни Amazon.com, ни других онлайн-магазинов, Powell’s Books вывесила свой каталог в сети. Сегодня продажи через интернет приносят компании треть прибыли.

 

Карьера Эмили, напротив, развивалась зигзагом. Ребенком она частенько вставала на коробки с книгами, чтобы дотянуться до кассы. Один посетитель спросил, не собирается ли она стать кассиром. «Я буду хозяйкой магазина», — отрезала девочка. Но в 21 год, с дипломом по градостроительству Хаверфордского колледжа, она уже не была в этом уверена. Практика в Powell’s не заладилась, и Эмили уехала в Сан-Франциско к бойфренду.

Некоторые сотрудники испугались, что в отсутствие преемника Майкл продаст магазин. «Мне никогда не хотелось этого, я мечтал, чтобы предприятие оставалось локальным, независимым и по возможности семейным», — говорит он. Отец надеялся, что Эмили вернется в магазин, но позволял ей болтаться по Калифорнии, торгуя женским бельем, работая то в пекарне, то в агентстве недвижимости. А сам обратился к Марку Грину, руководителю программы семейного бизнеса в Университете штата Орегон, который помог разработать десятилетний план подготовки бизнеса к безболезненной смене хозяина.

Весьма своевременно — в 2004 году блудная дочь вернулась в Powell’s. Грин посоветовал, чтобы она проработала хотя бы по два года в каждом подразделении. «Тебе надо заработать свои звездочки на погонах и вернуть авторитет, который ты, вероятно, растеряла, пока здесь работала», — напутствовал отец. Первым пунктом программы стал интернет-магазин, где Эмили получала такую же почасовую оплату, как и другие работники ее уровня, и следила за тем, как ее воспринимают коллеги. (В первый день она надела стильный костюм, но, заметив, что остальные одеваются проще, пришла назавтра в кедах.) Более ответственное дело — найти аналитика для исследования спроса покупателей книг через интернет — отец доверил ей только год спустя.

 

Постепенно он передавал дочери все больше ответственности. На собраниях старших менеджеров Эмили сначала слушала, потом стала задавать вопросы. Однажды отец и два исполнительных директора взяли ее с собой подыскивать место для магазина в пригороде. Припомнив свое градостроительное образование и опыт работы с недвижимостью, Эмили изложила свои мысли насчет демографии, схем движения и цен на собственность, рассказала, что получилось, а что провалилось в других городах. «Это было просто супер, — вспоминает она. — Я хоть почувствовала, что нужна, и поверила в будущее».

В будущее сети, которую перестанет контролировать ее отец. Когда Майкл говорит об уходе на пенсию (ему 66 лет), он опускает голову, закрывает лицо ладонью, речь переходит в бормотание. «В том, чтобы прекратить управлять и владеть, есть определенные эмоциональные трудности, — объясняет он. — Половина меня говорит: «Давай!», а другая говорит: «Ты что делаешь?!» Но я знаю, что так надо. И для дела, и для семьи».

В мае Эмили стала начальником букинистического отдела. В один из первых дней она наблюдала, как бывалый закупщик бегло просмотрел десять коробок с книгами, быстренько определив, что взять, а что нет, и установив на каждую книгу цену для перепродажи. «Никогда в жизни не чувствовала себя так беспомощно, — говорит она. — У меня бы это заняло неделю».

А вот ее главная головная боль: за последние девять месяцев 2006 года продажи книг в США упали на 1,6% по сравнению с прошлым годом. Подсевшие на видеоигры дети, завтрашние покупатели книг, больше не читают. «Если дети не начнут читать, мы обречены», — говорит менеджер флагманского магазина в Портленде Мередит Шрайбер.

Доход Powell’s вырос на 3% с конца июня, несмотря на снижение продаж букинистических книг, самого стабильного источника прибыли. Обычно подержанные книги обеспечивают 35% продаж в центральном магазине Powell’s, а новые книги — 45% (остальное добирается за счет календарей, сувениров и др.). Этой осенью продажа старых книг увяла. У Amazon и еBay теперь больший выбор, лучше логистика и веб-дизайн.

 

Сайт Powell’s не рекомендует книги или диски на основе предыдущих покупок, как тот же Amazon. «У нас на сайте вы чувствуете, что зашли в книжный магазин», — говорит Эмили. Интервью с авторами, обзоры книг и личные отзывы — хороший инструмент создания бренда для предприятия малого бизнеса. В чем еще преимущества книжной сети? «Любая когда-либо изданная книга — наша законная добыча», — говорит Майкл. В том числе редкое первое издание «Хоббита», малоизвестная коллекция поэзии или «История игральных карт». Проблема в том, что только 1,5% посетителей Powells.com делают покупку, а для того чтобы хорошо зарабатывать, их должно быть в два раза больше.

Над книжным бизнесом висит вечный вопрос: выживут ли бумажные книги? Powell’s уже торгует цифровыми версиями, но они не пользуются спросом. Отзывы о вышедшем в октябре устройстве Sony Reader, которое может вмещать 80 электронных книг, тоже пока противоречивы. «Некоторые твердят, что люди всегда захотят подержать книгу в руках, — задумчиво говорит Эмили. — Но мой долг сказать: нет, не захотят».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+