Америка помешана на поиске альтернативного топлива и экологически чистой энергии. Для мошенников всех мастей это открывает бескрайние перспективы одурачивания инвесторов
На сайте компании U.S. Sustainable Energy Corp. выложен аэрофотоснимок завода в штате Миссури, где, по утверждению фирмы, она в скором времени будет производить ежедневно 5,7 млн л биодизельного топлива из соевых бобов. Чтобы вы знали: эта цифра вдвое превышает весь нынешний объем производства биодизельного топлива в США.
Главу U.S. Sustainable Джона Риверу подобные сравнения не смущают. Да, признается он, ему приходится ловить на себе скептические взгляды во время очередной презентации «секретного» процесса по превращению бобов в жидкое золото, причем в пропорции 19 л биодизеля из 36 кг сои, что, по мнению экспертов, противоречит всем законам физики и химии. «Ко мне приходят и заявляют: «Послушай, ты преувеличиваешь», а потом видят, как я это делаю, — рассказывает Ривера, который в 1990-е продвигал способ превращения в горючее старых автомобильных шин. — Тут-то я им и говорю: «Добро пожаловать в клуб лжецов. Потому что теперь никому из вас тоже не будут верить».
Кое-кто клюет на эти рассказы Риверы: рыночная стоимость его компании, до сих пор не показавшей в своей отчетности никаких доходов, составляет $227 млн. Мало того, в прошлогоднем декабрьском информационном бюллетене U.S. Sustainable утверждала, что «в ближайшем будущем рыночная капитализация» компании составит около $12 млрд.
Вы будете еще больше озадачены, когда ознакомитесь с историей компании EarthFirst, которая сообщила Комиссии по ценным бумагам США, что в прошлом году ссудила U.S. Sustainable Energy $3,3 млн. Глава EarthFirst Джон Стэнтон возвестил о революционном методе производства биологического топлива, изобретенном U.S. Sustainable, в апреле прошлого года в специальном пресс-релизе. Незадолго до публикации этой новости объем торгов акциями EarthFirst подскочил с нескольких тысяч бумаг до 5 млн, а цена выросла на 17 центов, хотя до этого стабильно падала и достигала даже 5 центов за штуку.
Как связаны две эти компании? Что вы, что вы, это совсем другая U.S. Sustainable Energy, говорит Стэнтон об объекте своих инвестиций. Мол, Ривера, с которым Стэнтон, кстати, когда-то имел дело, просто назвал свою фирму точно так же.
Действительно, тут легко запутаться. Альтернативными источниками энергии в Америке теперь увлечены многие: Джордж Буш, конгрессмены, знаменитый венчурный капиталист Винод Хосла, Goldman Sachs. В верхней части спектра инвестиций, привлеченных в этот сегмент энергетики, — $53 млрд частного капитала, вложенного за последние три года в ветряные станции, солнечные батареи и низкоуглеродистые энергоресурсы. В нижней части спектра — компании с трехгрошовыми акциями.
С некоторыми затеями легко попасть впросак. Адвокат Стивен Вандро, например, пытается добиться возмещения $3,8 млн, похищенных несколько лет назад у группы фермеров, которые думали, что инвестируют в завод по производству этанола. Вместо этого деньги достались киностудии и флоридскому жулику Джерри Дризину. Вероятно, он действовал по указке некоего нигерийца из Германии — так утверждает федеральный судья, ведущий дело. «Народ падок на такие вещи, и ситуация, на мой взгляд, угрожающая, — вздыхает Вандро, вспоминая, как потерпели крах вполне законные «этаноловые проекты» в Айове, когда в середине 1980-х цены на нефть упали. — Это рецепты для тех, кто утратил надежду».
Как вам такой рецепт? Компания Western Wind Energy, которую возглавляет бывший управляющий шахтой Джеффри Сичарски, заплатила в ноябре прошлого года $22 000 исследовательской фирме Khandaker Partners из Нью-Йорка за отчет, где в качестве «прогнозной цены» одной акции компании фигурирует цифра $11,59. Весьма амбициозно, если учесть, что сейчас стоимость акций колеблется в пределах доллара за штуку. А еще Western Wind судится со своими бывшими работниками, которые обвиняют супругу главы компании в нелестных комментариях, оставленных ею на форуме биржевых трейдеров. Там она, в частности, намекнула на то, что один из уволенных работников был «застигнут, когда трахал какую-то рыжую [девку]» неподалеку от места, где компания собирается строить свои ветроэнергетические установки. (Сичарски отрицает, что его жена позволяла себе такие высказывания.)
Другой пример. Колорадская компания Hydrogen Power International утверждает, что разработала революционный метод производства водородного топлива из алюминия. Есть, правда, одна проблема: исходные компоненты, необходимые для получения топлива, весят больше, чем бак со сжатым водородом, который оно должно заменить. Но над этой проблемой работают.
Или взять Cornell Capital из штата Нью-Джерси. За последние пару лет компания вложила по меньшей мере $100 млн в «экологические» проекты. «Солнечная энергия, энергия ветра, экологически чистые технологии набирают обороты, и нам нравится этот сектор экономики, — говорит Трой Рилло, управляющий директор Cornell Capital. — Мы считаем, что у нас великолепные перспективы».
Конечно, они великолепны для Cornell Capital, которая получает акции с дисконтом и впоследствии может продать их на открытом рынке. Но насколько они хороши для конечных инвесторов?
Посмотрите, кто числится среди клиентов Cornell Capital. NewGen Technologies, которая планирует вложить несколько сотен миллионов долларов в строительство заводов по очистке этанола, была образована из пустой, «оболочечной» компании. XsunX, прежде известная как Sun River Mining, — производитель солнечных батарей, не имеющая ни заказов, ни доходов. Однако у нее есть рыночная капитализация — $86 млн. Earth Biofuels, лицом которой является звезда кантри певец Вилли Нельсон, привлекла $52,5 млн от Cornell и других кредиторов, но неудачно вложила больше половины денег в проект строительства заводов по очистке этанола в Луизиане, который провалился под аккомпанемент обвинений в чрезмерных расходах и невыполнении финансовых обязательств. Еще одна фирма, Power Technology, утверждает, что вот-вот начнет производить «революционно легкую свинцовую батарею», но пока только ищет потенциальных покупателей своей продукции. Тем не менее компания собирается привлечь средства за счет публичного размещения акций, а вырученные таким образом деньги направить на погашение кредита в $1,4 млн, полученного от Cornell.
Если вы не в восторге от проектов Cornell — обратите внимание на милую семейку предприятий GreenShift Corp. — холдинг, объединяющий шесть компаний, акции которых обращаются на рынке (общее количество бумаг впечатляет — 3 млрд). GreenShift разрабатывает технологию обогащения углекислым газом водорослей, урожай которых она будет потом собирать, как кукурузу. Если вы не считаете эту идею перспективной, то вы, скорее всего, не входите в число инвесторов, благодаря энтузиазму которых рыночная капитализация GreenShift достигла $114 млн.
В 2005 году «прародитель» одного из нынешних подразделений GreenShift, Incode, продви- гал онлайновую службу знакомств KissyKat для любителей домашних животных. Проект провалился. Перевоплотившись в энергетичес- кую компанию, GreenShift за первые 9 месяцев 2006 года понесла убытки на $9 млн при объеме продаж $17 млн. Большую часть выручки принесли предприятия по утилизации отходов и механическая мастерская в Огайо. Но генеральный директор компании, держатель контрольного пакета акций Кевин Крейслер весь в мечтах, и одна из них — то самое предприятие по переработке водорослей. Другая — заняться переработкой кукурузных отходов, получаемых при производстве этанола, в масло, которое можно использовать при выпуске биодизеля. В GreenShift утверждают, что уже продали несколько установок по переработке кукурузы стоимостью $1,6 млн каждая, однако есть одна веская причина усомниться в этом. Профессор Майкл Лэдиш говорит, что мало на каких заводах по производству этанола скапливается столько отходов, что их транспортировка на предприятие по выпуску биодизеля окупала бы себя.
Нет проблем, говорит Томас Скоццафава, бывший сотрудник инвестиционного банка Lehman Brothers, а ныне глава AgriFuels, тоже входящей в холдинг GreenShift. Всего-то и нужно, что сосредоточить установки по переработке кукурузы в этанол вокруг биодизельных заводов, которые будут оснащены еще одной сберегающей деньги инновацией GreenShift — системой «реакции на протяженном катализаторе», основанной на «запатентованной интенсификации процесса и современной технологии расщепления», что бы это ни означало. Технологии планируется обкатать на новом предприятии Mean Green Biofuels в Мемфисе. Тем временем Mean Green подала заявку с просьбой разрешить ей эмиссию акций.
Фирма упоминавшегося выше Джона Стэнтона EarthFirst, если верить ее интернет-сайту, находится на «передовом фронте альтернативных источников энергии», но большую часть выручки получает от убыточных видов деятельности — импорта биодизеля и утилизации отходов. Недавно компания обратилась с просьбой разрешить продать 76 млн акций. Самопровозглашенный эксперт в области распределения ассигнований, генеральный директор Стэнтон почему-то не привел в отчете EarthFirst Комиссии по ценным бумагам сведений о том, как лопнула $157-миллионная флоридская компания Keller Financial, финансировавшая торговые сделки с подержанными автомобилями, которую он некоторое время возглавлял. Адвокат истца заявлял, что Keller просто обманула простодушных пожилых инвесторов.
Стэнтон имеет долю в U.S. Energy Initiatives (которая, пытаясь торговать набором инструментов для переделки дизельных двигателей под работу на природном газе, закончила первое полугодие 2006 года с убытками в $4,5 млн при объеме продаж $426 000), а также в U.S. Sustainable Energy, продвигающей «процесс каталитической вакуумной перегонки», который удивительным образом похож на технологию, рекламируемую Джоном Риверой (с него начиналась статья, если вы забыли). Обе технологии основаны на нагревании органических веществ в вакууме до их распада на углерод и пары, которые после конденсации превращаются в низкокачественное горючее. «Не понимаю, зачем для этого использовать соевые бобы? — недоумевает Томас Адамс, эксперт по биотопливу из Университета Джорджии. — С тем же эффектом можно использовать нечистоты».
Тот же Адамс задается вопросом, как Ривера собирается производить биодизель без метанола да еще и в пропорциях, которые плохо соотносятся с законами природы? Бизнесмен отвечает, что изобретенный им процесс засекречен, и говорит, что он имеет в виду не «биодизель», а «биотопливо». Он, впрочем, не единственный, кто раздвигает границы науки: в своих отчетах, поданных в Комиссию по ценным бумагам, EarthFirst утверждает, что старую 9-килограммовую автомобильную покрышку можно переработать, не потеряв ни грамма, и даже увеличить выход, получив более 9 кг углерода, горючего, металлолома и легковоспламеняющегося газа.
Борясь за инвестиции в биоэнергетику, мелкие компании неизбежно вступают в конфликты друг с другом. Именно это произошло в одном городке к югу от Нового Орлеана. В прошлом году компания Earth Biofuels объявила о намерении восстановить завод по очистке этанола, закрытый в начале 1990-х, когда бесславно завершился этаноловый бум. Через несколько месяцев компания Southridge Enterprises, некогда занимавшаяся добычей полезных ископаемых, а ныне переключившаяся на этаноловый бизнес, заявила, что собирается купить у того же завода оборудования на $6 млн, чтобы построить новое предприятие. После этой новости акции компании подскочили с 20 центов до $1,84 за штуку. Earth Biofuels тут же забила тревогу, заявив, что все оборудование на заводе принадлежит ей. Тогда Southridge подала иск против партнера Earth по сделке, обвинив его в том, что его действия вызвали снижение капитализации Southridge на $60 млн. Адвокат, представляющий интересы партнеров Earth, рассчитывает на отклонение иска, но дело это, похоже, спорное: под угрозой находятся $27 млн инвестиций самой Earth, поскольку компании так и не удалось привлечь необходимые для завершения реконструкции завода $80 млн к крайнему сроку — 4 декабря 2006 года. Однако Earth утверждает, что проект «по-прежнему жизнеспособен».
Очевидно, считает свой проект жизнеспособным и компания AFV Solutions из Сан-Диего, которая собирается заняться импортом китайских автобусов с гибридным двигателем, работающим на природном газе и электричестве. Вплоть до 2005 года AFV была известна под именем Dogs International и собиралась развивать сеть элитных собачьих гостиниц с полупансионом (судя по последнему отчету, поданному в Комиссию по ценным бумагам в ноябре 2006 года, компания до сих пор владеет одной гостиницей для собак во флоридском городке Флэглер-Бич). Dogs International превратилась в «зеленую» компанию после того, как ее возглавил Джеффри Гроскост, бывший спикер нижней палаты конгресса штата Аризона. Гроскост прославился в Аризоне тем, что в 1999 году сумел протащить через конгресс штата программу субсидий для покупателей транспортных средств, работающих на альтернативном топливе. Тем, кто приобретал такие внедорожники ценой $50 000, штат компенсировал до половины стоимости автомобиля. К моменту, когда эта программа была свернута, в Аризоне потратили на нее более $200 млн.
Акция AFV подорожала с $1,6 в 2005 году до $11,30 в мае 2006 года. Произошло это в тот момент, когда компания объявила о намерении импортировать китайские автобусы и о том, что хочет профинансировать этот проект на $4,8 млн. Ни одного автобуса еще не продано, акции уже успели подешеветь до $4,5 за штуку. А Гроскост скоропостижно скончался в ноябре прошлого года.
Наконец, есть откровенно мошеннические проекты. В октябре прошлого года Комиссия по ценным бумагам обвинила некого Ли Роя Аллена в том, что он преобразовал мелкую акционерную компанию J-Bird Music Corp. (на этом музыкальном лейбле когда-то работали угасшие ныне звезды вроде Билли Скайера и The Guess Who) в компанию, которая якобы должна была заниматься выпуском биодизеля, но у которой не было «ни активов, ни финансирования, ни жизнеспособного продукта». Аллена приговорили к штрафу в $270 000 и запретили ему работать в публичных компаниях. Он согласился с санкциями, не признав, но и не отвергнув обвинения.
Генеральный прокурор штата Нью-Джерси прошлой осенью возбудил гражданское дело против Брайана Смита и его супруги, обвинив их в мошеннической рекламе и продвижении компании Digital Gas. У компании не было даже банковского счета, однако ее акции торговались на внебиржевом рынке и прошлой весной на короткое время достигли отметки в 90 центов за штуку, в результате чего теоретическая капитализация Digital Gas составила $22 млн. Смит набивал цену своим акциям, выпуская пресс-релизы, в одном из которых, к примеру, утверждал, что Digital Gas располагает «высокотемпературной топливной батареей», которая позволит извлечь ни много ни мало 1,1 млрд галлонов нефти из заброшенного сланцевого рудника. На самом деле, по словам официальных представителей властей Нью-Джерси, Смит использовал акционерный капитал для ремонта собственного дома и оплаты услуг адвоката.
Смит ответил на обвинения электронным письмом, в котором отстаивает свою невиновность и утверждает, что его компания «активно ищет способы коммерциализации своих энергозапасов, альтернативных источников энергии и перспективных идей для сельского хозяйства». В качестве активов сайт Смита предлагает нечеткое изображение документа, подтверждающего право собственности на гранитный карьер площадью 72 га в Канаде. Несмотря на проблемы с законом, возникшие у Digital, партнер Смита Тео ван Баккум из компании Iccu Holding BV утверждает, что они «на подходе к реализации проекта». Сам ван Баккум занят разработкой нового метода хранения электроэнергии.
«Мы здесь для того, чтобы помочь фермерам, освободить Америку от тяжелого ярма топливного импорта, создать рабочие места и предложить величайший со времен, когда человек научился добывать огонь, способ решения мировой энергетической проблемы», — говорит Тейлор Моффит, глава компании Originally New York, акции которой торгуются на внебиржевом рынке. Originally New York была создана в 2001 году и собирается производить этанол, но пока за все время своего существования заработала $331 дохода. Мечтайте — и вы обретете множество инвесторов, готовых помечтать вместе с вами. F