К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Говорит и показывает Москва


Переход на цифру в ближайшие десять лет изменит российское телевидение до неузнаваемости. Изменится и состав участников телерынка

Я поражаюсь, как люди не видят, что через пять лет мы будем со смехом вспоминать прежнее ТВ», — заявил Билл Гейтс на Международном экономическом форуме в Давосе в январе этого года. Действительно, так сложилось, что именно сейчас созданные за предыдущие десятилетия технологии готовы произвести революцию в телевидении. Развитие широкополосного интернета делает реальной мечту о персональном ТВ, расписание которого вы составляете сами из обширной библиотеки программ. Телевидение высокой четкости (High Definition TV, HDTV) приносит в дом «картинку», которую не отличишь от настоящей (см. также стр. 136). Наконец, на смену аналоговому эфирному вещанию приходит более устойчивое к помехам цифровое. И это, возможно, самая важная для России часть телереволюции.

В июне прошлого года представители 104 стран мира, включая Россию, на совещании в Женеве подписали договор об окончательном переходе на цифровое наземное телевизионное и звуковое вещание к 2015 году. Обеспечением этой реформы в России уже занимается правительственная комиссия по развитию телерадиовещания во главе с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. Теоретически речь идет просто о замене «транспорта», который доносит изображение до домашних приемников — без серьезных изменений качества самого изображения (ну разве что помех будет меньше, так как цифровой сигнал рассчитан на множественное переотражение от домов). Практически речь идет о строительстве новой системы распространения телесигнала по стране.

Реформы неизбежны. Прежняя сеть распространения телесигнала построена в 1960–1970-х годах. «Аналоговые энергоемкие передатчики, задействованные в передающих сетях телерадиовещания, более чем на 80% выработали технический ресурс и остро нуждаются в замене», — утверждают официальные документы Мининформсвязи. К тому же производители бытовой техники сворачивают выпуск телеприемников предыдущего поколения. Генеральный менеджер Philips Consumer Electronics в России Дмитрий Страшнов уверяет, что уже через четыре года цифровые телевизоры будут преобладать на полках магазинов. Вещательной системе волей-неволей придется соответствовать. «Это [реформа] затрагивает и политику, и культуру, и экономику. Меняются отношения телезрителей, операторов связи, вещателей», — говорит в интервью Forbes президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) Эдуард Сагалаев.

 

Зрители

Только 33% населения России принимает пять и более телеканалов. Почти четыре миллиона человек смотрят только Первый канал, а 1,5 млн в 10 000 населенных пунктах вообще не знают, что такое телевидение (данные НИИ Радио и Мин-информсвязи). Возникает парадоксальная ситуация. Чем меньше населенный пункт, тем меньше в нем развлечений; сюда дольше идут газеты и часто вообще нет интернета, а потому выше потребность в разнообразии телепрограмм. Но именно в глухой провинции никогда не видели разнообразного телевидения.

Вещательная система даже по советским стандартам строилась экономно. Где-то ретранслятор «не добивает» до всех населенных пунктов региона. Где-то дряхлое оборудование рассчитано на трансляцию всего двух-трех программ. В больших городах есть деньги на новые передатчики, но нет свободных частот — заняты военными или спецслужбами. По данным Мининформсвязи, свободный радиочастотный ресурс для телевещания исчерпан в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Краснодаре и многих других городах страны. В 2005 году в Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию было подано около 1200 заявок на теле- и радиочастоты, распределено всего 128 радиочастот и 46 частот для телевизионного вещания.

 

При переходе на цифру старый передатчик меняется на современный — априори более мощный и рассчитанный на трансляцию большего числа каналов. Частоты — тоже не проблема. В диапазон, который сегодня занимает одна аналоговая телепрограмма, можно без потери качества вместить 4–6 цифровых каналов. Концепция целевой программы «Развитие телерадиовещания в РФ», разработанная Мининформсвязи, утверждает: к 2015 году цифровой формат обеспечит всем жителям страны доступ как минимум к 15–20 телеканалам. Технически можно транслировать и 70 каналов, но правительственной комиссии предстоит решить, сколько программ войдут в бесплатный («социальный») пакет, а за какие будут по примеру спутниковых вещателей брать с населения абонентскую плату.

Операторы связи

Комиссии также предстоит решить, кто именно будет строить новую систему телевещания. Свыше 7000 ТВ-станций, или 93% от общего числа имеющихся в стране, находятся в ведении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Эта сеть подчинена Роспечати, но при этом гендиректора РТРС снимает и назначает президент страны. Контроль за распространением телесигнала, основного идеологического оружия современности, — стратегически важный для власти вопрос.

РТРС предлагает произвести реформу простым, но дорогим для государства способом: на средства бюджета заменить в сети телевещания все аналоговые передатчики на цифровые, расширив систему, где это необходимо. По предварительным подсчетам РТРС, на это уйдет $1,7–2 млрд. Впрочем, еще никогда и никому в России не удавалось выдержать первоначальную смету большого проекта — значит, на самом деле нужно говорить о $3–4 млрд.

 

Мининформсвязи предлагает сэкономить. Передача сигнала из Москвы по спутниковым каналам в регионы уже сегодня производится в цифре, вот и надо оставить за государством только спутниковую группировку. А приемом и распространением сигнала должны заниматься предприниматели (например, оператор сотовой связи и кабельного ТВ). «РТРС хочет стать единственным оператором», — говорит президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин. — Минсвязи выступает за конкурентную среду. Мы считаем, что государство должно обеспечивать законность процесса, создать условия для работы на рынке. А как работать — это уже прерогатива самих частных компаний».

Сохранить для бюджета миллиарды приятно. Но поставить под сомнение монополию государства в наземном распространении телесигнала — это почти сенсация. Обращает на себя внимание тот факт, что эту инициативу проявляет ведомство Леонида Реймана. Влиятельный министр хотя и знаменит поддержкой частных компаний, но не ввязался бы в такую авантюру, если бы шансов победить в конкурентной борьбе не было. Мининформсвязи уже переходит от слов к делу. «Волга Телеком», дочерняя компания «Связьинвеста», к началу 2006 года обеспечила возможность приема цифрового телесигнала на территории Республики Мордовии. РТРС назвала этот эксперимент «ползучей цифровизацией» страны, которую «добрые люди» проводят «до принятия государственных решений». Решение, по какому сценарию будет строиться новая телевещательная сеть, будет принято в течение 2007 года. Борьба обещает быть жаркой.

Производители 
оборудования

Реформа телевещания — вопрос не только идеологии, но и денег. За передачу своих программ телекомпании платят сейчас около $200 млн в год. Кому достанутся эти платежи после наступления цифровой эры? Другой денежный вопрос — кто поставит оборудование для новой сети. По сценарию Мининформсвязи, это будут решать сами частные операторы. А в РТРС уже определились. В феврале 2006 года создано СП Almaz Antey Thomson Broadcast. Его учредители — ООО «Алмаз-Антей Телекоммуникации» («дочка» российского концерна «Алмаз-Антей», выпускающего оборудование для систем ПВО; 51%) и французская Thomson Broadcast & Multimedia (49%). «Алмаз-Антей» — компания государственная, руководит ею проверенный специалист: генерал-майор Владислав Меньщиков родился и вырос в Ленинграде, имеет солидный опыт службы в КГБ СССР и ФСБ России. РТРС приняла активное участие в переговорах «Алмаз-Антей» и TBM и обещает использовать разработки СП в переводе на цифру своих передатчиков.

А как быть с принимающей телеаппаратурой? Дорогие модели телевизоров уже сегодня оснащают встроенным цифровым тюнером. По оценкам экспертов компании «М.Видео», цифру понимают уже 5% телевизоров в домах россиян. Тем, кто не успеет к концу реформы купить приемник нового поколения, потребуется декодер цифрового сигнала. Стоит такой аппарат порядка $80–100, не каждый житель России может позволить себе такие траты. В Мордовии, где «Волга-Телеком» уже год распространяет цифровой телесигнал, реформа обернулась фарсом. Местные власти, поддерживающие проект, разрешили крестьянам брать под покупку декодера кредит в региональном фонде развития села, а осенью расплатиться за них картошкой  и медом. Предложение популярностью не пользовалось. К новому медиа подключились лишь около 25 000 из 850 000 жителей республики.

Гендиректор РТРС Геннадий Скляр с удовольствием обсуждает неудачи конкурентов и предлагает свой путь: «Если мы сейчас начнем всей страной определять, кто имеет право быть малоимущим, а кто не имеет, ничего, кроме огромного социального напряжения, мы не получим. Поэтому надо принять решение, что каждая семья имеет право получить бесплатно простой цифровой приемник».

 

Еще одна неподъемная задача для бюджета — на ее решение может уйти до $2–3 млрд. Похожим образом поступают во многих странах. По решению Конгресса США, каждая американская семья до февраля 2009 года (местный «дедлайн» перехода на цифровое телевидение) получит по два купона на $40 для покупки декодеров. Кто в России будет осваивать бюджетные средства? В прошлом году РТРС создала в Назрани (Ингушетия) опытное производство по выпуску цифровых декодеров, разработанных совместно с южнокорейской фирмой Globalteq. Одну из первых приставок президент Ингушетии Марат Зязиков торжественно вручил в январе Владимиру Путину. Как сообщил Forbes главный инженер Радиотелевизионного передающего центра Республики Ингушетия Джабраил Боров, пока приставки из Назрани стоят $50. В РТРС полагают, что большие объемы производства позволят снизить эту сумму до $30.

Телевещатели

В 2012–2015 годах, когда цифровая телевещательная сеть будет уже в основном построена, начнется перекраивание других бюджетов. По данным Национальной ассоциации телевещателей, сейчас в России около 1500 работающих телекомпаний, но до 80% из них не имеют своей частоты и довольствуются «врезками» в передачи центральных каналов. Если у этих компаний появится техническая возможность получить свою частоту, придет конец абсолютной монополии «большой телевизионной тройки» (Первый, «Россия», НТВ) на внимание зрителей.

«Когда каналов станет больше, произойдет фрагментация аудитории. Появятся специализированные нишевые каналы, скажем, для ценителей оперы, или автолюбителей, или изучающих языки», — рассказывает глава НАТ Эдуард Сагалаев. — Реклама на таких каналах станет точной, адресной, не будет так раздражать, как сегодня».

По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2006 году на телерекламу в нашей стране было потрачено $3,2 млрд. Руководитель отдела маркетинговых исследований аналитического центра группы «Видео Интернешнл» Сергей Веселов говорит, что $1,8–1,9 млрд из этой суммы получила «большая тройка». Представим: все население России получит доступ к десяткам телевизионных каналов. Уменьшится ли доля «тройки» в рекламном бюджете? По словам Веселова, в США в начале 1960-х на первую тройку каналов (ABC, CBS, NBC) приходилось около 85% рекламных сборов. В начале 2000-х в результате роста числа каналов первая четверка (те же плюс Fox) контролировала уже меньше 50%.

 

«Равномерного перераспределения денег между телекомпаниями не будет», — говорит вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. — Бренд центральных каналов по-прежнему имеет значение. Но ясно, что изменения будут». Впрочем, как считают в АКАР, передел рынка телерекламы означал бы оздоровление экономики. Сегодня компаниям с небольшими рекламными бюджетами на центральном телевидении делать нечего. Это сдерживает экономику — новым игрокам трудно построить национальный бренд. Где, например, производителю рекламировать детское питание или новую резиновую лодку для рыбаков? Увеличение числа телепрограмм и появление нишевых телеканалов позволит относительно дешево сообщить о себе адресной аудитории по всей стране.

И это уже приятные новости. К этому списку можно отнести и новые технические возможности цифрового ТВ. Цифра обеспечивает качественный сигнал, даже если «реципиент» находится в движении — передачи можно будет смотреть в автомобиле или на экране мобильного телефона. Впервые в истории телевидение становится «диалогичным», цифровые системы позволяют передавать вещателю реакцию зрителей. Новый импульс получает «торговля по телевизору»: никуда не надо звонить, нажал кнопку на пульте — купил. Продавцы сами вам позвонят, чтобы уточнить детали доставки. «Появится дистанционное обучение, телемедицина, телеторговля, голосования или опросы по каким-то проблемам», — обещает Сагалаев. Посмотрим — ждать осталось недолго.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+