За перемещением самолетов российской элиты внимательно следят
Вы полагаете, что обладание частным самолетом дает человеку приватность? Ошибаетесь. Буквально в каждом крупном аэропорту мира ваш борт, планирующий над взлетно-посадочной полосой, могут сфотографировать и фото разместить в интернете на всеобщее обозрение, указав бортовой номер самолета, место, дату и точное время приземления.
Первых плейнспоттеров, добровольных шпионов за самолетами (от английского spot — «увидеть, опознать»), заметили у заборов аэропортов в конце 1980-х годов. Сейчас уже не менее полутора десятков тысяч человек по всему миру дежурят в аэропортах, фотографируя воздушные суда. Это хобби популярно в Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландах. Смысл? Во-первых, взлетающий самолет — это красиво. Во-вторых, плейнспоттинг — что-то вроде охоты на перелетных птиц, которую ведут орнитологи всего мира. По фотографиям на сайтах плейнспоттеров (www.airliners.net; www.jetphotos.net; www.planepictures.net) можно следить за перемещениями бизнесменов и политиков по всему миру.
Вот, к примеру, Владимира Богданова принято называть сибирским отшельником. Однако же 2 января этого года Gulfstream Aerospace G-IV, который возит главу «Сургутнефтегаза», видели в аэропорту Женевы — вероятно, именно здесь проводит новогодние каникулы российский нефтяник. Boeing 737-7BJ BBJ, принадлежащий Сулейману Керимову, в прошлом году «фиксировали» то в Ницце, то на Ибице, но 1 декабря мы видим этот самолет в Брюсселе — после автомобильной аварии глава «Нафта-Москвы» лечился от ожогов в бельгийском госпитале имени королевы Астрид.
Что делал 21 декабря 2006 года президент Татарстана Минтимер Шаймиев (Canadair Challenger 604, бортовой номер — RA-67216) в нижегородском аэропорту Стригино? Как раз в этот день полпредство Приволжского федерального округа устраивало новогодний прием. А отдыхать от государственных дел, судя по местонахождению его самолета, президент Татарии любит в Карловых Варах.
Узнать, кому принадлежит тот или иной борт, — не проблема. Как правило, эти данные публикуют в открытом доступе официальные контролирующие органы — к примеру, Министерство транспорта страны. Кроме того, на сайте www.airfleets.net плейнспоттеры анализируют всю фактическую информацию о перемещающихся по миру частных бортах.
Вы полагаете, плейнспоттинг — возмутительное вторжение в частную жизнь? Первое время полицейские европейских стран пытались бороться с плейнспоттерами, но не помогали даже высокие штрафы. Не можешь бороться с чем-то — возглавь это. Во многих странах «авиашпионам» выдали лицензии, организовали удобные для фотосъемки лайнеров площадки и поручили следить, чтобы вокруг аэропортов не бродили подозрительные личности с гранатометами. Теперь единственное спасение от плейнспоттеров — летать в темное время суток. Фотографии получаются плохо, и их стыдно выложить на сайт.