Модельный ряд
Выбор хорошей фотокамеры напоминает выбор винтовки (извините, только вернулся со стрельбища). С одной стороны, хочется, чтобы она весила поменьше — при длительных прогулках каждый килограмм отдается в спине, с другой — чем тяжелее, тем меньше дрожание ствола и отдача. Подсознательно пытаешься купить максимально дорогой вариант, на который хватает бюджета, а еще лучше — снайперскую или бенчрестовую винтовку, позволяющую стрелять чуть ли не на километр. Ну и калибр побольше, чтобы в случае чего слона завалить. И прицел Carl Zeiss (еще в книжках про войну о нем читали), который стоит как недорогой автомобиль и наверняка сам винтовку прямо в цель наведет.
Сидишь ты в засидке с этаким шестисотым «мерседесом» в руках, выходит на тебя кабан, и понимаешь, что лучше дедовской двустволки с двумя жаканами в этой ситуации ничего нет. И почему на этот астрономически точный стрелковый прибор немецкие мастера не поставили штык?
У фотоаппаратов такие же проблемы: маленькая и легкая камера превосходно сидит в кармане, но предательски дрожит при съемке. Тяжелая дает стабильный кадр даже на больших расстояниях, но остеохондроз — профессиональная болезнь фотографов, вынужденных всю жизнь таскать на плече тяжеленный кофр с фотоаппаратурой. Камеры со встроенными объективами сидят в руках как влитые, но одного объектива быстро становится мало. И почему снимки, сделанные 10-мегапиксельной камерой размером с пачку сигарет, не идут ни в какое сравнение со снимками 10-мегапиксельной камеры размером в половину обувной коробки?
Начнем с цифровых «мыльниц». Как-то я брал интервью у топ-менеджера Canon и, пользуясь служебным положением, попросил у него совета, какую «мыльницу» выбрать. «В общем, любую, — последовал ответ, — все они годятся только для того, чтобы, ткнув пальцем на фотокарточку, сказать знакомым: «Справа — это я». В принципе и на «мыльнице» можно случайно получить великолепный кадр, но здесь ключевое слово «случайно». А вот когда вам захочется запечатлеть мгновение, она снимет что-нибудь не то. Главная проблема маленьких камер, как ни странно, не в объективах, а в электронике. Еще при выборе в магазине попытайтесь сфотографировать улыбку или другое мимолетное выражение лица у случайного покупателя — средняя камера произведет снимок с некоторой задержкой, и вы получите совсем не тот кадр. Как правило, такие камеры делают производители бытовой электроники. Если вы покупаете камеру себе, не берите их: в самый неподходящий момент они предадут вас, и вы получите не улыбку вашего младенца или любимой девушки, а странные лица с закрытыми глазами. А в путешествиях сможете снимать разве что пейзажи, сюжетные съемки будут вам недоступны — пока ваш фотоаппарат будет раздумывать над экспозицией, в видоискателе ничего не останется.
Лучшие «мыльницы» делают заслуженные фотобренды, например Nikon и Canon, но отлавливать нужно экземпляры, в которых стоят процессоры от зеркальных камер. Например, в «мыльницу» Digital IXUS 900 Ti инженеры Canon затолкали процессор обработки изображений DIGIC III, которым могут похвастаться профессиональные камеры этой компании.
Однако, отправляясь в горы, я бы предпочел этой почти идеальной «мыльнице» фотоаппарат Джеймса Бонда DSC-T50 от Sony. Плоский металлический корпус защитит механизм от падений, а вся камера легко управляется одной рукой в горнолыжной перчатке. Страшно жалею, что, когда год назад я был на Мальдивах, у меня не было карманной камеры Olympus µ720SW, кстати, лучшей европейской карманной камеры этого года по версии EISA (другие награды см. на сайте ассоциации eisa-awards.org). Главный плюс этого стильного бруска алюминия — съемка под водой на глубине до трех метров в течение часа. Имей я его — и вместо того чтобы рассказывать знакомым про красоту мальдивских рыбок, я бы смог их показать. Сейчас на смену 720-й модели пришла еще более мощная 725-я.
Если же у вас в душе живет фотохудожник — без зеркалки никак. Плюсов у нее всего два: сменные объективы и собственно зеркало, позволяющее видеть будущий кадр прямо через объектив, то есть в точности то, что выйдет на карточке. И на фотоохоту вы всегда выйдете с самым подходящим ружьем. Идете в тесные джунгли Манхэттена — вооружаетесь широкоугольником, снимаете яхтенные гонки — телевиком, а экспериментируете с портретами — достаете свой самый дорогой среднефокусный объектив.
Выбор зеркального аппарата, как выбор религии, привязывает к марке на всю жизнь. Дело в том, что хорошие объективы стоят, как сам фотоаппарат, а то и больше. Купив однажды Canon, я вынужден всю жизнь покупать Canon. Куда я дену всю свою коллекцию оптики, которая в отличие от самих фотоаппаратов не стареет десятилетиями? Между двумя основными фотографическими религиями — Canon и Nikon — различий ничтожно мало, что тем не менее не мешает им спорить до хрипоты почти полстолетия.
И все же современная икона — Canon EOS 5D, вытеснившая из студий глянцевых фотографов пленочные камеры. Помимо эффективного разрешения в 12,8 мегапикселя, позволяющего делать кадры на обложку, 5D впервые (среди доступных камер) снабжен полнокадровым CMOS-датчиком второго поколения 35,8 x 23,9 мм, полностью совпадающим по размерам с кадром 35-миллиметровой фотопленки. Это позволяет на 100% использовать «пленочные» объективы и добиться меньших цифровых шумов на кадре. Поснимав этой камерой, я решил, что вот он, идеальный фотоаппарат, и непонятно, что в нем можно улучшить. Правда, так я думаю каждые три года, пока не появится новая камера моей мечты.
Автор — главный редактор журнала «Популярная Механика»