К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Малая авиация


Радиоуправляемые авиамодели — увлечение демократичное. Но если заболеть им всерьез, денег оно потребует немало

Каждая авиамодель заканчивает «дровами», надо быть готовым расстаться с ней в любой момент», — констатирует Алексей Колушев, выковыривая из подмерзшей земли новенький пилотажный Су-31 со сломанным крылом и помятым шасси. В рабочие дни Алексей — юрист одного из крупных российских химкомбинатов, но выходные он с друзьями проводит на летном поле, запуская в воздух самолеты, которые, если бы не их размер, не отличишь от настоящих. Стоимость некоторых моделей, которые высокооплачиваемый авиалюбитель привез в багажнике своего автомобиля, зашкаливает за $2000. Красно-белый Су-31 обошелся в $300. С момента постройки он провел в воздухе секунд сорок: свечой взмыл вверх, неуклюже поболтался в пространстве и рухнул, не слушаясь управления.

Наверное, именно аварийность, а вовсе не конструкция — главное отличие радиоуправляемых моделей самолетов от их прототипов. Как летательный аппарат модель не так уж сильно отличается от самолета — двигатель, элероны, руль высоты... Моделист, «ведущий» крошечный самолетик (впрочем, не всегда крошечный), управляет им примерно так же, как пилот большой машины своим лайнером. А вот статистика катастроф... Большинство лайнеров «живут» в воздухе десятки лет, модель — часы.

С чего начинает человек, которого потянуло в воздух? Обычно с покупки в магазине для моделистов (в России действуют несколько небольших сетей таких магазинов, например «Хобби-центр» или «Пилотаж») готовой к полету (RTF, ready to fly) модели с двигателем и уже установленными системами управления. На модели RTF приходятся самые большие продажи, утверждает Роман Голунов, продавец магазина моделей «Мир Хобби». Первый опыт обходится не более чем в $300, если речь идет о готовой фабричной модели, или в $500–1500, если вы начинаете с модели, собранной моделистом-профессионалом.

 

Это деньги, выброшенные в прямом смысле слова на ветер. Без навыков управления первая модель будет разбита за секунды: самолет в отличие от модели автомобиля нельзя «остановить» — его надо сажать, а это самая сложная часть полета. Начинающему моделисту еще сильно повезло, если для первого эксперимента он воспользовался игрушкой элементарной конструкции.

Куда труднее приходится начинающим «вертолетчикам». В воздух поднимаются и даже отлично крутят фигуры высшего пилотажа простейшие «летающие крылья» с пропеллером, а вот вертолет вне зависимости от размера упрощению не подлежит. Гироскоп, система управления шагом винта — все это на модели вертолета должно быть таким же, как на больших машинах, объясняет инженер одной из российских профессиональных раллийных команд Максим Наседкин, поднимающий в воздух в свободное от работы время модели вертолетов. И если при аварии модель самолета обычно несложно восстановить, то в катастрофе радиоуправляемой винтокрылой машины безвозвратно погибает, по словам Максима, две трети ее деталей. И это притом, что модели вертолетов дороже, чем самолетов: «комплект деталей для самостоятельной сборки радиоуправляемого вертолета с бесколлекторным двигателем» без систем управления, без двигателя и без радиоаппаратуры за $1000 — далеко не редкость.

 

Большинство начинающих моделистов на первой разбитой модели и останавливаются, а те, кто поупорнее, через неделю-две снова приходят в магазин, рассказывает Роман Голунов. Но немедленно покупать вторую модель — ошибка. Путь к успешным полетам неизбежно проходит через обучение на авиасимуляторе. Это программа, напоминающая компьютерные игрушки-«леталки», но с двумя существенными отличиями. Во-первых, симуляторы воспроизводят поведение реальных авиамоделей распространенных марок. Во-вторых (и это главное), управляются они не с клавиатуры компьютера или игрового джойстика, а устройством, имитирующим настоящий пульт управления моделью. Американские симуляторы RealFlight и Reflex обходятся в $200–300 (потом к ним приходится докупать еще диски с новыми моделями по $50), немецкий FMS (в России делают его русифицированную версию) распространяется бесплатно.

RealFlight на ноутбуке Алексея Колушева установлен постоянно и редко остается без работы. Хотя юристу есть на чем «полетать». Четыре модели он держит на работе, в двух тысячах километрах от Москвы. Несколько десятков разобранных, полусобранных и готовых к полетам моделей лежат у него дома в Подмосковье, где Алексей проводит выходные. И еще парочку всегда можно обнаружить в багажнике его автомобиля.

Зачем столько? «В машине удобно возить «крыло», — объясняет Алексей. — Небольшую пилотажку легко упаковать в чемодан, взять с собой в Турцию и собрать в отеле. Планер — для лета и полетов в горах». Для каждой ситуации он предпочитает особый летательный аппарат. Одинаковых моделей у него тоже обычно несколько. Это удобно: существенная часть запчастей с разбитого аэроплана немедленно перекочевывает на находящийся в постройке.

 

«Летая» на авиасимуляторе, можно уже вполне осознанно задуматься о типе моделей, которые предстоит поднимать в воздух. Моторные модели самолетов, несмотря на бесчисленное множество видов, делятся на летательные аппараты с двигателями внутреннего сгорания и с электромоторами. В роли копий поршневые воздушные аппараты производят впечатление более «настоящих» — хотя бы из-за звука двигателя.

Но многие предпочитают модели с электромоторами («электрички» на жаргоне моделистов): на них удается «летать» больше, а проблем с ними меньше. Дело в том, что топливо для двухтактных поршневых двигателей содержит нитрометан — «компонент взрывчатых веществ», как пишут в энциклопедиях. Кроме того, нитрометан — яд, предельно допустимая концентрация которого в воздухе составляет 0,01%. Так что и покупка, и перевозка топлива требуют изрядной выдержки. Правда, настоящих любителей моделей с рычащими двигателями это не пугает. Все современное модельное оборудование, связанное с топливом, — емкости для перевозки, топливные баки, ручные или даже электрические помпы для заправки — устроено так, чтобы исключить контакт человека с горючим, объясняет Максим Наседкин.

Модель с электромотором не всегда обходится дешевле, чем поршневая. Самая дорогая модель для сборки (ARF, almost ready to fly) в магазине, где работает Роман Голунов, — копия немецкого самолета для акробатического пилотажа Extra 330 с размахом крыльев в 2,5 м, она продается за $1200. Построенная из этого комплекта модель с поршневым мотором обойдется примерно в $3000, а вот с электрическим — никак не меньше чем в $5000.

Из чего состоит модель, кроме фюзеляжа с оперением и крыльев? Минимальный набор комплектующих: пропеллер, двигатель, электронный регулятор мощности для двигателя, рулевые машинки, которые управляют элеронами и рулями высоты и направления, аккумуляторы и приемник, получающий сигналы с земли, от пульта управления. Маленькая, но очень важная деталь: генераторы частоты (кварцы), которые вставляются в пульт и в приемник, задавая «волну», на которой те будут общаться. При выезде в «поле» всегда должно быть несколько пар генераторов частоты. Ведь если включить передатчик на частоте, на которой управляет своим самолетиком другой моделист, его модель перестанет понимать, на чей сигнал реагировать, и просто рухнет. Поскольку на удобные для полетов поля моделисты съезжаются большими компаниями, правило хорошего тона для каждого новоприбывшего — обойти всех и выяснить, «на какой частоте они летают».

Впрочем, это далеко не единственная обязанность авиамоделиста по отношению к окружающим. «Никогда нельзя летать над людьми, над автомобилями, нельзя пересекать шоссе», — перечисляет Алексей. Авиамодели значительно легче, чем кажутся с виду, даже достаточно большой самолет редко весит больше трех-четырех килограммов, но при падении с пятидесятиметровой высоты он способен серьезно травмировать человека.

 

Летать по прямой, по кругу и сажать самолет — занятие не самое интересное, хотя новичкам приходится заниматься именно этим. Самое распространенное развлечение авиамоделиста — пилотаж: «бочки», петли Нестерова и «иммельманы». Несмотря не то, что «пилот» находится на земле, приходится ему, пожалуй, не легче, чем в кабине. Как уже говорилось, схема управления моделью такая же, как у обычного самолета: наклонил рукоятку управления влево — модель легла на левое крыло... Это легко понять и проделать, только если модель летит «от вас». А при противоположном направлении полета приходится ведь тянуть ручку в другую сторону! Поскольку модель все время летает в пределах нескольких сотен метров, да еще и крутит фигуры пилотажа (в том числе иногда летает вверх колесами), схема управления меняется буквально каждую секунду. Еще труднее управлять вертолетами. «Вертолеты считаются апофеозом модельного мастерства», — объясняет Максим Наседкин.

Моделисты поопытнее иногда ставят на свои аппараты миниатюрную видеокамеру. Такие модели можно уже с полным правом относить к полноценным беспилотным летательным аппаратам, которые военные применяют в разведывательных целях. Есть, правда, более простой способ посмотреть на мир с высоты полета модели: к ней приспосабливается маленький фотоаппарат (на спусковую кнопку нажимает одна из стандартных рулевых машинок). Сайты моделистов пестрят кадрами аэрофотосъемки, практически неотличимыми от фотографий, сделанных с самолета.

Впрочем, технический прогресс — это еще далеко не все. Несмотря на увлеченность пилотажем, Алексей держит неплохую коллекцию радиоуправляемых планеров (безмоторных моделей), считая планеризм «самым интеллектуальным» видом авиамодельного спорта. С «самолетом» проще: дал «газу», и тот пошел набирать высоту. А управление планером — в чистом виде борьба со стихией, он может подниматься, только если найдет восходящий воздушный поток. Да и простота планеров лишь кажущаяся: большой размах крыльев диктует очень высокие требования к прочности конструкции. Если самые распространенные материалы для авиамоделей — бальза и пенопласт, то для планеров нередко идут в ход сверхпрочные материалы вроде углепластика карбона или кевлара. Спортивный радиоуправляемый планер с размахом крыльев 1,5 м с управляющей «начинкой» обходится в $700 и больше, крупная модель с трехметровым размахом крыльев может стоить $2500 и дороже. «Планеры — это самое медитативное занятие, — говорит Алексей. — К аппаратам без мотора часто подлетают птицы. На Кавказе я однажды «летал» вместе с семейством орлов».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+