Кому образ президента помогает, а кому нет
В октябре на интернет-сайте чайной компании «Май» появилась новость «Путин любит «Майский». В качестве доказательства приведен ролик из новостей телеканала «Россия»: президент пьет чай дома у командира погранзаставы «Ермоловка» в Краснодарском крае. Мелочь, а приятно. К тому времени сайт конкурирующей компании «Орими-Трейд» уже несколько дней сообщал, что пограничники угощали президента их чаем «Принцесса Ява». Тот же визит, та же комната, только сюжет — с НТВ, а на выбранном для иллюстрации кадре — фирменная зеленая упаковка «Орими» прямо напротив президентского лица. Подтасовка? Нет — во время съемки на столе стояло две упаковки чая (а также кофе Jacobs компании Kraft Foods), а что именно пил президент, из сюжета не разобрать.
Помогут ли эти новости с корпоративных сайтов увеличить продажи чая? Точно нет, разве что сотрудникам компаний будет приятно. Но история лишний раз показывает, насколько велико желание производителей ассоциировать себя со сверхпопулярным лидером страны (по данным октябрьского опроса ВЦИОМ, работу президента позитивно оценивают 79% россиян).
Использование портрета Путина на своей продукции — совсем другое дело. Некоторым предпринимателям удавалось заработать на этом. Компания «Просперити» из Санкт-Петербурга, например, с помощью президента и его собаки Кони популяризовала зубочистки с зубной нитью — флосстики. Перед выборами в 2004 году «Просперити» выпустила 5 млн флосстиков в одноразовой упаковке, которые бесплатно распространяли по клиникам, кафе и ресторанам. На товаре для взрослых был портрет Путина, на детском — лабрадор Кони с восемью щенками. Изображения компания взяла в интернете. Итог акции? За несколько месяцев посещаемость сайта «Просперити» выросла в 100 раз. Флосстики появились в супермаркетах, аптеках, поездах — в 2005 году выручка компании выросла на 50%. В «Просперити», правда, уверяют, что акцию придумали не сами: якобы просто «отрабатывали заказ».