Инвестиции в мировые шедевры убыточны
Вряд ли когда-либо начало нового сезона аукционов сопровождалось столь большими ожиданиями, как на этот раз. Еще бы: предыдущий сезон установил невероятные ценовые уровни и от грядущих торгов ждали новых сенсаций. За минувший год сила спроса на мировые шедевры была подтверждена продажей «Доры Маар с кошкой» Пикассо за $95,2 млн. Эта картина стала второй самой дорогой в мире работой (в номинальных ценах), проданной на аукционном рынке, уступив только «Мальчику с трубкой» того же Пикассо. Еще более громким событием, поставившим под сомнение сложившуюся ценовую гегемонию великого Пабло, стала покупка вне аукционного рынка картины Густава Климта «Золотая Адель» (портрет Адели Блох-Бауэр). Согласно информации, просочившейся в прессу, наследник косметической империи Estee Lauder Рональд Лаудер выложил за картину $135 млн, что на $30 млн больше аукционного рекорда, установленного «Мальчиком с трубкой».
«Хедлайнером» осеннего аукционного сезона стала возвращающаяся на рынок через 11 лет после последней продажи работа Пикассо «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», которая в настоящее время занимает 31-ю строчку в списке самых дорогих произведений, когда-либо проданных на аукционном рынке. Ориентировочная цена этого года существенно выше прежних $30 млн.
Что стало причиной нынешнего взлета цен? По нашим оценкам, это в первую очередь рост капиталов наиболее состоятельных людей. Согласно World Wealth Report, издаваемого Merrill Lynch и Capgemini, в 2005 году 8,7 млн человек подпадали под определение состоятельных инвесторов и имели не менее $1 млн в ликвидных активах (денежной или квазиденежной форме). В общей сложности капиталы состоятельных инвесторов составляли в 2005 году умопомрачительную сумму в $33,3 трлн, а прогноз на 2010 год — $44,6 трлн. Пятая часть этих денег, или $6,7 трлн, в настоящее время размещается богатыми инвесторами в так называемые альтернативные объекты для инвестиций, к которым относятся фонды частных акционерных инвестиций, хедж-фонды, структурированные продукты и биржевые товарные группы. Однако если представить, что лишь 0,1% этой суммы направляется в «инвестиции страсти» (investments of passion по классификации Merrill Lynch и Capgemini), то аллокация капиталов состоятельных инвесторов в предметы искусства составляет $6,7 млрд. В реальности размер этой суммы больше: к примеру, совокупная рыночная (аукционная) стоимость 1000 самых дорогих предметов искусства, по данным Kunst Asset Management, составляет $9,2 млрд. Конечно, значительная часть этих работ была приобретена инвестиционными институтами и музеями, но, зная общий размер арт-рынка, долю капиталов состоятельных инвесторов, размещенных в арт-активах, можно оценить как не менее 0,3% от общего размера их альтернативных инвестиций.
Если следовать этой логике, то на основании прогнозов Merrill Lynch и Capgemini можно предположить, что в период с 2006 по 2010 год в мировой рынок предметов искусства придет не менее $9,4 млрд «новых денег» только от обозначенной выше группы наиболее состоятельных частных инвесторов. Это $1,9 млрд ежегодно.
Приведет ли такой приток капиталов к росту доходности инвестиций в предметы искусства? Вовсе необязательно. На 30 июня 2006 года из 1000 самых дорогих (по аукционным ценам) предметов искусства только по 87 проходили повторные сделки за период с 1 января 1985 года. Иными словами, из 1000 самых дорогих шедевров лишь 8,7% продаются повторно на открытом аукционном рынке. Средневзвешенная эффективная годовая доходность инвестиций, рассчитанная на основе таких повторных продаж, составляет отрицательную величину — минус 1,66% годовых. (Мы принимали в расчет комиссии, уплачиваемые инвесторами аукционным домам, но не учитывали налоги и стоимость владения.)
Цены мировых шедевров растут оттого, что богатые становятся богаче, а не оттого, что инвестиции в искусство так привлекательны. Анализ фактической доходности на основе повторных продаж показывает, что даже самые успешные вложения в шедевры дают сравнительно скромный финансовый результат. Из 1000 самых дорогих работ наиболее высокую доходность инвестиций при повторных продажах показала картина Сезанна Carriere de Bibemus — 27,8% годовых за три года владения. Причем главной причиной такой сравнительно высокой доходности стали не ее эстетические или исторические особенности (другие написанные Сезанном примерно в то же время ландшафты подорожали не так сильно), а удачный выбор времени покупки и продажи работы. Эти сделки совершались в конце 1980-х годов, когда на аукционном рынке был зафиксирован скачок цен на работы импрессионистов.
Автор — председатель совета директоров Kunst Asset Management GmbH. В октябре в Нью-Йорке вышла его книга Skate’s Art Investment Handbook