К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Родом из детства


В старом кляссере с марками, если сильно повезет, можно найти достойные экземпляры

Ничем не примечательная марка желтого цвета. На ней изображение мрачноватого крестьянина. Номинал — 15 копеек, год выпуска — 1924-й. На первый взгляд ничего особенного, но в действительности это одна из легенд российской филателии, марка, которую специалисты называют «лимонкой». Современные каталоги оценивают хорошо сохранившийся чистый экземпляр в $10 000–15 000. Шанс, что она затерялась где-то в семейных архивах, невелик, но есть: в 1920-е годы эту марку выпускали массовым тиражом и ее можно было свободно купить на почтамтах. «Она вполне могла сохраниться в каких-то частных коллекциях», — говорит Сергей Чистяков, руководитель отдела филателии московского аукционного дома «Гелос».

«Лимонка» стоит так дорого, потому что она большой раритет. По одной из версий, тираж этой марки прошел мимо филателистов и был отправлен из типографии сразу на почту, где его быстро использовали по назначению. С большинством других марок, выпущенных в СССР, никаких легенд не связано: их печатали миллионными тиражами и щедро снабжали ими армию собирателей. Поэтому сейчас они стоят примерно столько, сколько указано на номинале: от нескольких копеек до нескольких рублей. Эксперты называют обычные советские коллекции марок 1970–1990 годов «детскими» — их обычно собирали школьники, и разговаривать о них всерьез нет смысла.

А разговаривать приходится. Денису Троицкому, члену правления Союза московских филателистов, например, часто приходится отвечать на звонки желающих продать марки. «Подавляющее большинство предлагает как раз «детские» коллекции», — говорит он. Но и в таком наборе может отыскаться редкий экземпляр. Троицкий вспоминает, как пять лет назад обнаружил в принесенном ему кляссере марку консульской почты 1922 года стоимостью $200. Хотя советские марки этого периода, 1920–1930 годов, — редкие гости в альбомах филателистов-непрофессионалов. Чаще всего в них попадали марки, выпущенные после Великой Отечественной войны.

 

Может ли среди них отыскаться что-то стоящее?

Прежде всего ценятся марки первого послевоенного десятилетия. Возможно, в вашей домашней коллекции обнаружится так называемый «ленинский блок» 1949 года, выпущенный к 25-летию со дня смерти вождя. Четыре марки в блоке с изображением Мавзолея сейчас можно продать за $500, «беззубцовый» вариант стоит минимум в два раза дороже. Почти такой же популярностью пользуется и «сталинский блок», выпущенный в том же 1949 году в честь 70-летия Сталина. В зависимости от цвета бумаги он может стоить $100–400. Цены на послевоенные марки за последние годы поднялись в несколько раз. Если у вас есть коллекция, в которую входят все основные марки того периода (всего их было выпущено несколько сотен серий), то она, по словам Троицкого, может потянуть на $5000–7000.

 

Впрочем, собрать полную коллекцию сложно было и тогда. А вот китайские марки, которые свободно продавались в Советском Союзе и найдутся во многих кляссерах, представляют большую ценность даже в единственном экземпляре. Стоимость многих из них растет год от года: дело в том, что с ростом благосостояния в Китае тамошние филателисты стали массово скупать марки своей страны по всему миру, в том числе и в России. И сейчас, например, блок «Мей Ланьфан» 1962 года выпуска (на жаргоне филателистов «Кукла»), стоивший в СССР несколько рублей и продававшийся во всех филателистических магазинах, оценивается более чем в $2000.

В отличие от китайских советские марки выпусков после 1961 года, как правило, большим спросом не пользуются. «Резко увеличились тиражи. К тому же были воссозданы общества филателистов, расформированные в 1930-х, которые занялись упорядоченным коллекционированием», — объясняет Сергей Познахирко, почетный председатель правления Союза московских филателистов. Например, не самый распространенный даже в советское время «токийский «зеленый» блок», выпущенный к XVIII Олимпийским играм в Токио (1964 год) номиналом в 1 рубль, сейчас стоит всего около $150.

Кроме того, запасы марок того периода, хранившиеся на складах, в начале 1990-х годов распродавались за копейки. «Несколько дилеров оптом скупили колоссальное количество марок и занялись их продвижением на рынок», — уверяет Познахирко. Это означает, что есть вероятность нарваться на экземпляр, чья стоимость завышена.

 

Какую-то ценность представляют еще так называемые малые листы советских марок, выпускавшиеся специально для филателистов. Стоимость некоторых из них достигает $1000 (особо редкие экземпляры можно продать и дороже). Например, в $1000 оцениваются четыре «малых листа» с изображением белых медведей выпуска 1987 года. А «малый лист» с изображением олимпийского мишки выпуска 1980 года стоит более $100. В свое время его можно было свободно купить на почте.

Отдельной строкой проходят марки с типографскими ошибками или нестандартной перфорацией — некоторые коллекционеры охотятся именно за такими образцами. «Цена некоторых марок 1970–1980 годов с пропуском цвета может достигать $1000–2000», — уверяет Чистяков из «Гелоса».

Впрочем, самостоятельно разобраться в тонкостях перфорации или цветовой гаммы будет непросто. Если вы считаете, что в вашей коллекции есть марки, достойные внимания, для начала сверьтесь с каким-нибудь интернет-аукционом вроде molotok.ru. Вы увидите, что многие марки 1920–1930 годов с узнаваемым дизайном и такими знакомыми историческими деталями стоят всего-навсего от 100 до 3000 рублей. Возможно, это охладит ваш пыл (или, наоборот, пробудит в вас коллекционера). Ориентировочную цену покупки можно также узнать на удобном сайте russianstamps.ru, где составлен подробный перечень марок, пригодных для коллекционирования.

Попробуйте также найти свою марку в одном из известных каталогов — там даны описания большинства экземпляров и приведена примерная цена. Авторитетом пользуются каталоги В. Ляпина и В. Загорского. Из зарубежных — каталоги компаний Michel, Scott и Stanley Gibbons.

Наконец, более подробные консультации можно получить в специализированных компаниях (например, в фирме «Стандарт-Коллекция»), в «Гелосе», у экспертов филателистических магазинов. Возможно, есть смысл заглянуть в филателистический клуб — собрания одного из самых крупных (в Москве) проходят в «Лужниках» по субботам и четвергам.

 

Говоря о филателии, вопрос можно поставить и по-другому: сколько удастся заработать, если начать покупать марки сейчас? Инвестиционный банк Salomon Brothers оценил доходность инвестиций в филателию в 10% годовых (за 1907–1990 годы). Упоминавшаяся уже компания Stanley Gibbons предлагает инвестиции в собрания редких британских марок с гарантированной доходностью 4–6% годовых в зависимости от срока вложений. Минимальная сумма инвестиций — £5000. Сейчас под управлением Stanley Gibbons коллекции редких марок и автографов более чем на £3 млн. Прирост стоимости таких коллекций за последние 50 лет превышал 9,5% в год.

На российских марках можно зарабатывать и больше 10% в год, полагает Сергей Познахирко. Что советуют приобретать специалисты? Денис Троицкий из Союза московских филателистов считает, что вырастут в цене советские беззубцовые марки 1980-х годов. Некоторые из них уже стоят около $1000. Но кое-что пока можно купить дешево, например, марки из серии «Столицы Союзных Республик» 1990 года выпуска стоят сейчас несколько десятков долларов.

Николай Махонин, эксперт отдела филателии «Гелоса», советует присмотреться к редким земским маркам дореволюционной России. Правда, их зачастую сложно купить — некоторые экземпляры сохранились в количестве нескольких штук и оцениваются в десятки тысяч долларов. «Один из коллекционеров пару лет назад купил тамбовскую марку первого выпуска за $35 000, — рассказывает Махонин. — Сейчас ему предлагают более $50 000, но продавать ее он пока не собирается».

Перспективны и отечественные марки довоенного периода. По мнению Валерия Загорского, директора филателистической компании «Стандарт-Коллекция», именно они быстрее всего растут в цене. Правда, чтобы правильно выбрать марки, понадобится серьезная экспертиза. Этот период специалисты считают самым сложным для оценки.

 

Еще один стоящий период — 1945–1955 годы. «Они существенно недооценены. Тиражи были небольшими, марки промелькнули и исчезли. Некоторых позиций сейчас попросту нет», — говорит Загорский.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+