Бизнесмен Валерий Узжин потратил миллионы долларов на покупку картин, оказавшихся фальшивками. От таких потерь не застрахован никто
Сухощавый седой человек сосредоточенно склонился над столом. Перед ним репродукции двух картин, на первый взгляд одинаковых. На них изображен сельский пейзаж в летний день. Вьется проселочная дорога, по обеим сторонам лес. Хотя нет, мелкие отличия есть. На той, что слева, — деревенский домик на заднем плане, правая картина пустынна. Да и дорога изгибается по-разному. Левая картина — работа неудачливого датского художника; она стоит немногим дороже холста, на котором написана. Правая — изготовленная на ее основе фальшивка «под русского классика», за которую седовласый господин заплатил $150 000.
Незадачливый коллекционер — коммерческий директор и совладелец сети автосалонов «Элекс Авто» Валерий Узжин. Пару лет назад по совету друзей Узжин решил собирать коллекцию картин малоизвестных русских художников, творивших в XIX веке. Это хорошее вложение. Состоятельные господа хотят украшать свои жилища произведениями национальных мастеров, потому цены на рынке стремительно растут. «Люди сметают все, что маркировано XIX — началом XX века. В середине 1990-х полотно таких художников, как Николай Дубовской, Александр Киселев, Владимир Орловский, можно было купить за $2000, сейчас цены на отдельные их работы превышают $400 000–500 000», — рассказывает научный сотрудник Государственного института искусствознания Михаил Каменский. К тому же у Узжина душа лежала к такому искусству: «Нравится мне русская живопись, русские реки, поля, леса. У меня все стены дома завешаны таким».
Бизнесмен взялся за дело с присущей ему энергией. За год он приобрел более 30 полотен на сумму около $8 млн. «Купил двух Шишкиных, но это оказалось очень дорого. Так что в основном брал Орловского, Маковского, Киселева», — рассказывает Узжин в интервью Forbes. Друзья удивлялись: «Киселева у тебя семь полотен, больше, чем в Третьяковке». Узжин своей коллекцией гордился.
Вечерами Валерий Узжин рылся в каталогах второстепенных европейских аукционов, на которых можно было встретить вывезенные из России еще в начале века жемчужины искусства. Однажды в старом каталоге аукциона Bruun Rasmussen, который проводится в датском городке Вайле, коллекционер обнаружил странную вещь. Одним из лотов давней распродажи была заявлена картина, позднее попавшая в коллекцию Узжина. Правда, полотно Узжина называлось «Деревья у воды» и принадлежало кисти художника Александра Киселева (1838–1911), о чем имелось экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря. Коллекционер отдал за Киселева $150 000. А датчане утверждали, что это мазня Януса Ла Кура (1837–1909) и красная цена ей — $5000.
Повторная экспертиза в трех разных организациях (НИИ реставрации, Третьяковской галерее и компании «Арт Консалтинг») подтвердила: к Киселеву злополучное полотно не имеет никакого отношения. В состоянии, близком к панике, Узжин начал проверять свои картины одну за другой: 15 картин из 34 в ходе экспертизы поменяли родословную. «Я был в шоке, все не мог поверить. На большинстве полотен были замалеваны подписи европейских художников и поставлены русские. Одна из картин переписана до неузнаваемости», — Узжин указывает на репродукции с сельской дорогой (см. иллюстрацию на этой странице).
Авторы этой махинации сравнительно дешево (по $5000–7000) покупали на аукционах полотна малоизвестных европейских художников — их в свое время было написано на порядок больше, чем русских картин. А переделать такую картину в «неизвестное произведение» русского классика второго ряда — пара пустяков. Все картины-«двойники» из коллекции Валерия Узжина имели документы об экспертизе в центре им. Грабаря. Но это вовсе не означает, что специалисты центра намеренно обманывали коллекционеров. Технологий стопроцентного определения авторства произведения искусства просто не существует.
Во второй половине XIX века русские и европейские художники работали одними и теми же красками, на одних и тех же холстах, так что химический анализ в данном случае — не способ отличить подделку от подлинника. Общение между живописцами было очень тесным, они учились друг у друга, выявить особенности стилистики каждого бывает крайне сложно. «Александр Киселев, к примеру, — достаточно безликий художник. Третьесортные художники Европы и России очень похожи», — говорит директор научно-реставрационного центра им. Грабаря Алексей Владимиров.
Документ экспертизы — всего лишь совет специалиста, не имеющий юридического веса. «Мы — государственная организация, не страхуем, гарантий не даем. Они наше мнение получили. Могут прислушиваться или нет», — объясняет Владимиров. Известно много случаев, когда разные эксперты по поводу одного и того же объекта высказывали противоположные мнения. «В прошлом году к нам обратилась дама-антиквар, которая приобрела на аукционе в Швейцарии полотно, которое по документам одного из российских музеев принадлежало кисти Маковского, — рассказывает заместитель главы Росохранкультуры Анатолий Вилков. — Полотно привезли в Россию, отдали на повторную экспертизу и получили отрицательное заключение. Аукцион принимать полотно обратно отказался, порекомендовал сначала урегулировать отношения между экспертами. Дело до сих пор не прояснилось». Вилков приводит и другой пример: экземпляр «Гангутского рубля» 1914 года (последней памятной монеты Российской империи) экспертами одной организации был признан фальшивкой; упорный коллекционер нашел тех, кто подтвердил подлинность монеты. Музей, давший отрицательное заключение, вернул деньги за экспертизу.
Другой вопрос, почему в руках Валерия Узжина оказалось рекордное число подделок, прошедших экспертизу. Оправившись от шока, коллекционер нанял западных адвокатов, те в свою очередь подняли на ноги полицию Дании. В Москве Узжин начал собственное расследование. Вот его результаты. Коллекционер утверждает, что картины за рубежом покупал московский арт-дилер Дмитрий Кутейников. Европейские аукционы подтвердили, что именно он привез в Россию как минимум пять картин из списка Узжина. В России неизвестные мастера якобы по заказу Кутейникова «улучшали» картины. Узжин рассказывает, что сам нашел Кутейникова в Москве и даже получил от него признательные показания, но к делу их пришить невозможно: Кутейников исчез. Узжин подозревает, что арт-дилер скрывается за границей.
После «доработки» картины получали новые документы и якобы переходили от Дмитрия Кутейникова к владелице антикварного салона «Русская коллекция» Татьяне Преображенской, которая и продавала «шедевры» Валерию Узжину. «Я полностью доверял Татьяне. Мы вместе у меня дома просиживали до 4 часов утра, разговаривали об искусстве», — жалуется коллекционер. Что на это отвечает Преображенская? «Узжин был гостем нашей галереи, консультировался со мной. Он не раз покупал у частных дилеров картины, которые не интересовали меня, имел право первой руки — купить что-то с приемки галереи. Он не был моим клиентом. Ни копейки денег за эти картины я не получала. Я только проверяла подлинность экспертных документов», — утверждает хозяйка галереи в интервью Forbes. Преображенская говорит, что с Кутейниковым дел не вела.
Доказать что-либо сложно, так как договор купли-продажи при проведении сделок не оформлялся. В сентябре 2005 года по заявлению Узжина Следственный комитет МВД возбудил уголовное дело, по которому проходят Дмитрий Кутейников, Татьяна Преображенская и ее муж Игорь. Следствие затягивается; Кутейников объявлен в розыск. Преображенская и ее муж почти год провели в тюрьме, но не так давно вышли под подписку о невыезде. Если дело дойдет до суда, Узжин может рассчитывать на возвращение только $940 000 — стоимости пяти картин, к продаже которых, как подтвердили аукционы, имел отношение Кутейников.
Валерий Узжин признает свои ошибки: «Опытные коллекционеры делают несколько экспертиз, и если хотя бы одна отрицательная, тут же возвращают полотно продавцу. А я из-за этой истории бизнес забросил, можно сказать, посадил. Не работаешь, а только искусством занимаешься».
Пополнять свою коллекцию Валерий Узжин в ближайшее время не намерен.
Пять советов, как не купить подделку
От встречи с мошенниками не застрахован ни один коллекционер. Но снизить риск приобретения фальшивки можно, если быть внимательным и осторожным. Советник президента Банка Москвы, научный сотрудник Института искусствознания Михаил Каменский советует, на что обратить внимание при покупке произведения искусства.
1. Предмет искусства должен иметь пакет документов, подтверждающих его происхождение и историю. Это могут быть официальный каталог-резоне художника (полный перечень его работ), в котором значится предлагаемая к продаже работа; каталоги выставок, в которых участвовало произведение; акты приема-передачи, которые выдавал музей коллекционеру при передаче произведения на выставку; каталоги аукционов, через которые прошел объект; книги с изображением предмета, который покупатель собирается приобрести; фотографии с выставок разных лет, на которых можно распознать полотно.
2. Долгая жизнь могла оставить на картине свой отпечаток: наклейки музеев с указанием автора работы, прикреплявшиеся к раме в момент приема произведения на выставку; надписи и наклейки, помещенные на обратную сторону работы наследниками художника; табличка с именем художника на раме, в которую картина была помещена после написания (табличка размещена на «родной» позолоте или лепнине).
3. Покупатель должен быть хорошо знаком с продавцом. Если знакомство недавнее, то коллекционер должен убедиться в надежности продавца, пообщавшись со «старожилами» этого рынка, уже имевшими дело с этим человеком.
4. Хорошо, если предмет искусства имеет документы о проведении экспертизы на подлинность не от одной, а от двух разных организаций. При малейших подозрениях стоит потратиться на независимую экспертизу в третьей организации — конечно, еще до покупки предмета.
5. Необходимо официально оформить договор купли-продажи предмета искусства. Обычно дилеры отговаривают от этого шага, ссылаясь на нежелание платить налоги. Однако в случае обнаружения аферы договор купли-продажи становится единственным основанием вернуть деньги.