К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Rover на обочине


Сергей Шуняев вдохнул жизнь в свою легендарную компанию? Ненадолго

Клуб «Версия 1.0» в центре Москвы отличается от десятков столичных танцевальных заведений феерическим лазерным шоу, внушительной барной стойкой и не менее внушительной картой коктейлей. «В Москве очень трудно найти бар с большим выбором хороших коктейлей, поэтому мы создали бар-ресторан именно с этим уклоном», — объясняет создатель ресторана, 43-летний бизнесмен Сергей Шуняев.

Как ресторатор Шуняев пока известен мало, зато отлично известен как поклонник мотоциклов Harley-Davidson, немецкой группы Rammstein и как автор «русского компьютерного чуда», национального проекта производства ноутбуков. На компьютерном рынке в этом году много спорили, удастся ли Шуняеву, основателю компании Rover Computers, выстоять под натиском конкурентов с Тайваня и из Китая. Еще три года назад компания Шуняева, создавшая крупнейшее в стране производство портативных компьютеров, успешно «била» на своем поле и американских, и азиатских производителей, контролируя около 30% рынка ноутбуков, оценивавшегося тогда в $500 млн в год. Но за последние пару лет расстановка сил изменилась очень сильно, причем не только у нас, но и во всем мире. В России ужесточение конкуренции привело к тому, что доля рынка Rover Computers в начале 2006-го сократилась до 11%. Хотя во втором квартале компания продемонстрировала неожиданный взлет, захватив 23% рынка (сейчас в России продается ноутбуков на $1 млрд в год). В прессе заговорили о том, что Шуняеву удалось возродить созданную им в середине 1990-х компанию...

А началось все более десяти лет назад. В 1995 году проработавший несколько лет в компьютерном бизнесе Сергей Шуняев стал продавать в России заказанные на Тайване ноутбуки под собственной торговой маркой — RoverBook. В этот момент большинство ноутбуков ввозилось в страну «челноками» и продавалось сидевшими по подвалам торговцами. Тот, кто предложил бы покупателям запоминающийся брэнд и гарантированный сервис, в этих условиях был обречен на успех.

 

«Ровербуки», хоть и были сделаны в Азии, позиционировались как российский продукт, что среди высокотехнологичных компаний не считается передергиванием: HP, Dell, IBM (продавшая недавно китайской компании Lenovo весь свой бизнес в области «персоналок») — все заказывали свои компьютеры на 12–14 тайваньских фабриках.

Затем Шуняев организовал в России «досборку» — установку в сделанный на Тайване компьютер жесткого диска, экрана, памяти, инсталляцию операционной системы и тестирование. Дело не в выгоде (рабочая сила у нас дороже), а в необходимости реагировать на меняющиеся требования покупателей к конфигурации ноутбуков: от заказа партии на Тайване до начала продажи в магазинах проходит 1–2 месяца. У Rover Computers появились производственные линии в Москве и Александрове Владимирской области  — на изготовление нужных модификаций уходило всего несколько дней.

 

Рынок настольных компьютеров в конце 1990-х национальные брэнды захватили еще быстрее, чем рынок ноутбуков. Десктоп старались сделать товаром массового спроса, крупная сборочная компания «Вист» спонсировала на центральном телевидении шоу «Империя страсти» с Николаем Фоменко. Сейчас 90% продаваемых в России десктопов— продукция отечественных компаний. А вот с ноутбуками вышло наоборот.

В 2002–2003 годах произошел «бунт» компаний из Юго-Восточной Азии, выпускавших ноутбуки для ведущих мировых брэндов, рассказывает Михаил Фечин, менеджер Intel по развитию рынка мобильных и беспроводных технологий в странах СНГ. Тайваньцы и китайцы решили, что пора обрести собственные имена. Особенно энергичны оказались тайваньские ASUSTeK Computer (торговая марка Asus) и Acer.

Собственные полноценные заводы позволили этим компаниям давить ценами «производителей» как из США, так и из России. По оценкам Аннет Джамп, аналитика международного исследовательского агентства Gartner Dataquest, разница в цене ноутбука тайваньского и западного брэнда при схожей конфигурации может составлять $100–200. Это очень много. Времена ноутбуков за $3000 давно прошли, а для компьютеров ценой $700–900 каждая лишняя сотня долларов убийственна.

 

В мировом рейтинге производителей ноутбуков первые места пока еще удерживают американцы — HP и Dell. Но минувшим летом Acer вышла на третье место в мире, обогнав японскую Toshiba, а ASUSTeK поставила рекорд роста — 109% за год.

Единственный серьезный российский конкурент Rover Computers по сборке ноутбуков, NCA-Group (брэнд iRU), прошлой осенью просто ушел с рынка (в стране есть еще несколько сборщиков ноутбуков, но их доля не превышает 2%). Шуняев уступил обоим тайваньским гигантам: в первом квартале на долю Acer пришлось 22,8% проданных в России ноутбуков, на долю Asus — 16,1%. Напомним, Rover получил менее 11% (данные исследовательской компании Gartner). А вот во II квартале Rover Computers сумел обойти Asus (16,3%) и вплотную приблизился к Acer (24,7%).

Как компании это удалось?

«В конце июня мы проводили крупную маркетинговую акцию, — говорит менеджер по маркетингу каналов сбыта Rover Computers Лада Белан. — Мы продали большую партию ноутбуков ниже рыночных цен для этой конфигурации, реально — на грани себестоимости. В основном региональным партнерам. Был большой спрос, даже не всем хватило». «Ниже рынка» продали, по оценкам, 35 000 компьютеров наиболее популярной серии Roverbook Voyager S — ровно половину от всего объема ноутбуков, проданных Rover Computers во втором квартале. «Российскому производителю несложно выдерживать демпинг, если он создал узнаваемый брэнд и устойчивую сеть сбыта: нам не надо кормить большую сеть офисов в разных странах», — объясняет Шуняев.

Возможно, оно и так. Но во-первых, продавать компьютеры на грани рентабельности может новичок, желающий захватить рынок, но никак не старый брэнд. А во-вторых, конкуренты не заметили рывка Rover. «Я не совсем понимаю происхождение цифр, которые российские производители дают аналитикам», — дипломатично выразился в беседе с корреспондентом Forbes Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами московского офиса Acer. Андрей Коновалов, директор по закупкам петербургской компании Lanck (один из крупнейших дистрибьюторов Acer в России) куда более резок: «70 000 ноутбуков Rover Computers во втором квартале? Их не было видно на рынке».

 

Так или иначе, попытка соревноваться в цене с тайваньцами — заведомая ошибка, считает Михаил Фечин из Intel. В прошлом году Rover продал 130 000 ноутбуков, а ASUSTeK — 4,2 млн. Такие объемы производства, помноженные на дешевизну труда тайваньских рабочих, — очень серьезный аргумент.

По мнению Фечина, Шуняеву нужно было не демпинговать, а искать для своей техники уникальные ниши. Один раз Rover Computers это удалось: компания выбросила на рынок ноутбуки с русифицированной системой проигрывания DVD без загрузки операционной системы (это очень удобно: владельцу компьютера не нужно ждать загрузки, чтобы посмотреть фильм). Если бы таких идей было больше, у Rover был бы шанс остаться на плаву, но он предпочел путь ценовой конкуренции и по итогам III квартала скатился к 14%.

По мнению Фечина, к концу 2006 года на российском рынке будет два безусловных лидера продаж ноутбуков — Acer и Asus. А 3–5-е места поделят Rover Computers, Fujitsu-Siemens и Toshiba. «На устоявшемся рынке никто не может иметь долю больше 10%», — констатирует Сергей Шуняев.

По оценкам, в первом полугодии Rover Computers продала ноутбуков на $90 млн против $40 млн за тот же период 2004 года. Более чем двукратный рост, но с каждого «изделия» Rover Computers зарабатывает сейчас менее 5%, в то время как два года назад — в два раза больше. Сам рынок ноутбуков, конечно, будет расти и дальше — за счет переоборудования офисов российских компаний (пока большинство фирм по старинке покупают десктопы — их не своруешь).

 

Чем занимается создатель «российского ноутбука» теперь? Чемпионом он быть перестал, но не бедствует. Помимо контрольного пакета Rover Computers, он владеет дистрибьюторской компанией «Дисти» с оборотом примерно $100 млн (продажа компьютерной техники). Rover Computers сейчас пытается вновь «оседлать волну», выводя под своим брэндом на рынок коммуникаторы и mp3-плееры. Хотя даже сам Шуняев признает, что проигрыватели музыки, которых на рынке уже сотни разновидностей, — очень непростой товар: «Сложный бизнес, важно угадать дизайн».

Ну а для души Шуняев давно держит салон мотоциклов Harley-Davidson, продюсерскую компанию TCI (привозила в Россию Мэрилина Мэнсона и Rammstein) и редактирует меню коктейлей ресторана «Версия 1.0».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+