Опыт издателя Василия Курбацких доказывает, что форма книги важнее ее содержания
Челябинск знаменит танками, тракторами и трубами. Но местный предприниматель Василий Курбацких решил завоевывать мир необычным для индустриального центра товаром — кулинарными книгами. И добился признания. Весной он летал в Малайзию — за серию «Миллион меню» принадлежащее ему издательство «Аркаим» получило премию международного конкурса Gourmand World Cookbooks Award. Ежегодно на эту награду претендуют более 5000 книг о кулинарии и виноделии из 67 стран.
В 2005 году тираж выпущенных «Аркаимом» книг достиг 8 млн экземпляров, а его выручка составила $24 млн. По сравнению с ведущими столичными издательствами цифры скромные. «Эксмо», например, печатает за год в 13 раз больше наименований книг (8000 против 600 у «Аркаима»). Зато в двадцатке крупнейших издателей всего три региональные фирмы — «Аркаим», ростовский «Феникс» и «У-Фактория» из Екатеринбурга. По количеству изданных кулинарных книг (на них приходится 70% совокупного тиража) издательство Курбацких в России лидирует.
Дебютом предпринимателя на книжном рынке стала брошюра «Все хотят быть счастливыми», изданная им в 1991 году. Тогда он был совладельцем кооператива «Пластик», который делал игрушки-свистульки и детали для «жигулей». АвтоВАЗ часто расплачивался талонами на машины, Курбацких менял «жигули» на книжную бумагу, снабжал ей издательства и выпускал книги на свой вкус. Увлекшись, в 1992 году основал собственное издательство (до 2002 года оно называлось «Урал Л.Т.Д.»).
Вот некоторые его проекты: сборник советов «Исцеляющие руки», переиздание дореволюционной «Жизни замечательных людей», учебник по рукопашному бою, справочник о водке, написанный научным сотрудником челябинского института теплотехники. «Моя задача — находить интересных людей и вдохновлять их на создание книги», — говорит Курбацких.
Годовой тираж издательства Курбацких в то время не превышал 1 млн экземпляров, а оптовиков приходилось подолгу убеждать, что им не придется возвращать нераспроданный товар в Челябинск. Издатель задумался о специализации.
Шесть лет назад он выпустил книжку уникальных кулинарных рецептов, собранных жительницей Челябинска, и это оказалось самым рентабельным проектом издательства за год. Курбацких осенило — надо делать красивые поваренные книги.
Нишу переводных кулинарных книг занимает московское издательство «АСТ», авторские книги о кухне издает «Эксмо». Курбацких с ними не конкурирует — он предпочитает работать с народными рецептами.
Три года назад Курбацких создал интернет-портал «Миллион меню», где посетители делятся друг с другом — и с «Аркаимом» — своими рецептами. Пока портал двуязычный, но издатель уверяет, что скоро языков будет восемь. Надо же наполнять материалом 18 кулинарных серий, которые он издает!
В арендованном у кулинарного техникума помещении Курбацких оборудовал лабораторию-кухню, где профессиональные повара адаптируют заморские рецепты к российским условиям. «В наших магазинах еще недавно сельдерея нельзя было купить, а в переводных книгах 15% всех рецептов — со спаржей, 10% — с брокколи», — объясняет Курбацких. Кухня нужна и для того, чтобы снабжать книжки иллюстрациями с пошаговыми инструкциями по приготовлению блюд.
Челябинский издатель рассудил, что кулинарная книга должна быть не только красивой, но и практичной. Он выпускает книги-подставки, книги-домики, книги на магнитах. Одна из находок — книги с разрезными блоками, чтобы хозяйка могла одновременно держать открытыми несколько рецептов и готовить закуску, основное блюдо и десерт. Курбацких зарегистрировал уже 9 патентов в области книгоиздания.
Узнав, что большинство кулинарных книг ведущие мировые издательства печатают в Китае, Курбацких два года назад тоже нашел там партнеров. Он единственный из российских издателей, кто печатает в Китае почти весь тираж — челябинцу это обходится дешевле, чем в российских типографиях.
Три года назад Курбацких открыл для себя еще одно перспективное направление — детские книги. Как и в случае с кулинарией, для книжек-игрушек форма куда важнее, чем содержание.
Книги в цифрах
- $1,68 млрд — сумма, вырученная от продажи книг в России в 2005 году.
- 7,1 часа в неделю проводит за чтением среднестатистический россиянин. Индиец — 10,7 часа, американец — 5,7 часа.
- 40,3% книжного рынка приходится на художественную литературу.
- $3,38 — средняя цена книги в России.
- 48% россиян покупают книги, читают — 63%.
Источник: NOP World, Аналитический центр Юрия Левады, «Книжный бизнес»