Провести линию метрополитена к своему району может любой желающий — были бы деньги
Бизнесмен Григорий Лучанский разбогател на торговле удобрениями, но сейчас его больше интересует недвижимость. Подконтрольная Лучанскому компания «Московский бизнес-инкубатор» (МБИ) застраивает Нагатинскую пойму — участок площадью 32 га на бывшей территории объединения ЗИЛ. Лучанский возведет здесь почти 1 млн кв. м офисов. Но есть одна проблема: новый деловой район столицы расположен в излучине Москвы-реки, туда трудно добраться.
Что делать? Рядом с площадкой «Бизнес-инкубатора» проходит наземный участок Замоскворецкой линии метро. «В конце прошлого года мы обратились в правительство Москвы с предложением включить станцию с рабочим названием «Нагатинская пойма» в план развития метрополитена при условии, что мы выступим соинвесторами», — рассказывает Forbes гендиректор МБИ Андрей Астахов. В июне начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев сообщил, что планы строительства новой станции обсуждаются, определен бюджет — около $50 млн.
Торгово-выставочный комплекс «Крокус-Сити» тоже расположен не в самом людном месте — в Мякининской пойме (Красногорский район Подмосковья, недалеко от МКАД). А тут как раз правительство Москвы решило удлинить Арбатско-Покровскую линию подземки, протянув ее в окраинные районы Строгино и Митино. «Крокус-Сити» стоит как раз между ними. «Мы попросили рассмотреть возможность строительства станции с привлечением нашего финансирования», — рассказывает Forbes владелец «Крокус-Сити» Арас Агаларов. Станцию «Мякинино» собираются открыть в 2009 году. Она обойдется в $30‑млн, из которых $20‑млн заплатит «Крокус-Сити».
«Мы готовы работать с частными инвесторами», — заявляет Дмитрий Гаев. До сих пор именно метро во многом сдерживало рост территории города. Теперь эта проблема решена хотя бы теоретически. Предположим, некий инвестор решил построить новый микрорайон на 1 млн кв. м жилья экономкласса за границей Москвы в 3 км от МКАД. Быстрой продаже квартир может помешать то обстоятельство, что до ближайшей станции метро, допустим, 5 км. Но теперь застройщик может сам решить эту проблему. Прокладка линии метро неглубокого залегания до нового микрорайона обойдется в $120 млн ($20 млн за км линии плюс $20 млн на саму станцию). Прибыль от продажи жилья в таком микрорайоне — $400–600 млн, так что работы окупятся.