Юрий Логинов произвел революцию, возродив российскую марку автомагнитол «Урал». Теперь его увлекают идеи евразийского масштаба
«Труды распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день; остальное время проводится в приятных занятиях науками, чтении, прогулках, и все это делается радостно… играют там в мяч, в лапту, в обруч». Так в начале XVII века описывал устройство идеального города утопист Томмазо Кампанелла. Итальянец поместил свое поселение где-то на экваторе, но реальный Город Солнца гораздо ближе к нам — он в подмосковном Реутове. По крайней мере, так гласят таблички, развешанные на корпусах завода компании «АвтоАудиоЦентр», которая производит и продает магнитолы, акустику и другую аудиотехнику для автомобилистов более чем на $50 млн в год.
Президент «АвтоАудиоЦентра» Юрий Логинов большой поклонник итальянского утописта. «В Городе Солнца все люди равны и живут по законам правды и морали, — рассказывает он в интервью Forbes. — Вот и мы хотим создать в коллективе такой микроклимат». С этой целью «АвтоАудиоЦентр» еще в 2001 году принял свою конституцию. Глава «Клиент и Компания» открывается в ней такими словами: «Мы не делаем Клиенту одолжения, обслуживая Его. Это Он делает нам честь, предоставляя нам возможность помочь ему». Рекомендациям же Кампанеллы по поводу игры в мяч в Реутове следуют буквально — на предприятии есть собственная футбольная команда. Не забывают и об эстетике: по средам музыкальный ансамбль сотрудников играет в заводской столовой репертуар «Радио Ретро».
Есть у Логинова и другие идеи. Он, например, хочет стать российским Биллом Гейтсом (об этом ниже), а также верит, что наши соотечественники, как и жители кампанелловского города, «пылают такой любовью к родине, какую и представить себе трудно».
Впрочем, последнее утверждение не совсем утопия: несколько лет назад свой тезис Логинов с блеском применил на практике. В 1998 году, после финансового кризиса, он возродил торговую марку магнитол «Урал» и на волне импортозамещения «отъел» у иностранных производителей 10% рынка автомобильной аудиотехники. По тем временам это стало настоящей сенсацией.
Предыстория вкратце такова. В начале 1990-х Логинов бросил Институт связи и начал возить аппаратуру из Дубая. В 1993-м этот бизнес, в котором важно было иметь хорошие отношения с таможенниками, пришлось свернуть. Почему? «Груз пришел не на ту таможню», — неохотно поясняет предприниматель. Устроившись продавцом в магазин бытовой электроники, Логинов предложил хозяевам заняться автомагнитолами. Те рисковать не стали, но согласились сдать молодому человеку площадь в аренду. Так в 1994 году Логинов с двумя партнерами открыл первую специализированную торговую точку, в которой был главный атрибут магазина автомобильного звука — стойка со встроенными в нее стереосистемами. «Мы сняли сливки, к нам со всей страны люди приезжали», — вспоминает предприниматель. Постепенно его компания стала крупным оптовиком car audio. Логинов рискнул еще раз в 1997-м, когда одним из первых в России начал предоставлять региональным дилерам право пользоваться своей маркой «АвтоАудиоЦентр» (о франчайзинге тогда мало кто знал). Но всероссийской розничной сети под этой вывеской так и не получилось — предприниматель переключился с торговли на производство: «У нас в крови был фанатизм советских радиолюбителей, хотелось что-то самим делать».
Логинов объехал сохранившиеся с советских времен радиозаводы — хотел лично оценить, в каком состоянии сборочные линии и конструкторские бюро. Нанял на работу бывшего сотрудника Госкомстата, который рассказал, что самой продаваемой в СССР моделью — 1,5 млн штук в год — были автомобильные транзисторные приемники «Урал». Их с 1968 года производил Сарапульский радиозавод в Удмуртии. Логинов теперь знал, что ему нужно делать.
В новую экономику удмуртский завод вписался плохо: оборонные заказы (основной профиль предприятия) поступали нерегулярно, магнитолы выпускали от случая к случаю. Москвичи во главе с Логиновым сделали директору предложение, от которого было трудно отказаться: в обмен на эксклюзивные права по продаже техники под маркой «Урал» компания вызвалась обеспечить завод комплектующими и наладить сбыт автомагнитол. Их технические параметры, по словам Логинова, оказались лучше, чем у китайцев, но вид был нетоварным — корпуса сразу заменили более современными панелями из Поднебесной.
Что было потом, всем известно. В 1998 году импортные товары резко подорожали: продукция Сарапульского завода стала дешевле самой продаваемой японской марки (Pioneer) в 2,5 раза, владельцы «шестерок» и «девяток» волей-неволей стали патриотами. «АвтоАудиоЦентр» всеми силами старался закрепить успех, не скупясь на рекламу: с 1999 по 2001 год было потрачено около $5 млн (больших бюджетов не было ни у кого из коллег). По данным Логинова, магнитолы «Урал» к 2001 году заняли 10% рынка car audio, они продавались по 15‑000–20‑000 штук в месяц.
Со временем рынок насытился, доходы россиян выросли, и за последние четыре года доля марки «Урал» сократилась до 2%. Показатель более чем скромный, если учесть, что весь рынок автомагнитол в 2005 году оценивался в розничных ценах всего в $470 млн. Другие российские брэнды чувствуют себя лучше. По данным исследовательского агентства MOST Marketing, автомагнитолы Mystery (владелец марки — «Делта Электроникс») занимают 4,5% рынка; у марки Prology, которую продвигает российская фирма Saturn High-Tech, — 4%.
Потребители отдают теперь предпочтение товарам с иностранными названиями? Дело, похоже, не только в этом. В 2001 году Логинов рассорился с руководством Сарапульского завода — те заподозрили, что предприниматель начал собирать автомагнитолы под маркой «Урал» где-то еще. «АвтоАудиоЦентр», правда, успел зарегистрировать марку на себя и все судебные тяжбы выиграл, но производственной базы лишился. «Для нас это было ударом», — вспоминает Логинов.
Его менеджерам пришлось опять объезжать заводы в поисках подходящей площадки. На этот раз линии арендовали в Китае. В дополнение к этому компания открыла в Южной Корее конструкторское бюро, наняв нескольких инженеров с опытом работы в Samsung. Там разрабатывались начинка и дизайн автомагнитол, которые по-прежнему продавались в России под маркой «Урал». Правда, качество, по оценкам розничных торговцев, упало — доля брака, говорят они, доходила до 10%.
Пока Логинов разбирался с производственной базой, конкуренты сосредоточились на поисках новых идей, которые помогли бы им выделиться на рынке. «Делта» вовремя стала продавать автомагнитолы, читающие формат mp3 (он как раз набирал популярность). А владельцы Prology уловили всплеск интереса к автомобильному видео, наладив выпуск ЖК-мониторов для подголовников и DVD-проигрывателей.
В 2002 году Логинов пережил очередной удар. Он только-только купил территорию заброшенной военной части в подмосковном Реутове и стал строить сборочное производство — будущий Город Солнца, вложив $2 млн, как корейская LG начала активно продвигать свои автомагнитолы на российском рынке. Ее продукция всего на 2–3% была дороже магнитол Логинова. «Это убило «Урал», — полагает Виктор Ларионов, управляющий партнер агентства MOST Marketing. Сейчас в структуре продаж «АвтоАудиоЦентра» на «Урал» приходится только 10%, остальное — на технику мировых производителей.
Логинов, впрочем, не унывает. Теперь он делает ставку на патриотов-технарей. «Обывателю, — говорит предприниматель, явно имея в виду клиентов конкурирующих компаний, — не нужен хороший звук, ему надо, чтоб сверкало и булькало». «Урал» не таков. Есть, конечно, массовые модели китайского производства, но компания также предлагает под этой маркой более сложные акустические системы с сабвуферами и прочими компонентами, которые ценят фанаты хорошего звука.
Большие надежды Логинов возлагает на автоаудиосистему CDD URAL ConceRt, над которой его специалисты трудились пять лет. Аппарат выглядит внушительно: семь звуковых выходов, один из них — на сабвуфер, и встроенный компьютер, на который можно загружать с диска анимацию и новое программное обеспечение. Скоро, обещает «АвтоАудиоЦентр», пользователи системы CDD URAL ConceRt смогут загружать с сайта компании музыку, игры, различные языки интерфейса, информацию о проигрываемых композициях. «Мы собираемся стать Microsoft в car audio», — уверяет Логинов. Его магнитола-компьютер уже продается в России, а недавно он отправил небольшую партию и на родину Билла Гейтса (розничная цена в США $750).
Конкуренты оценивают перспективы этого чуда техники скептически. «На «Уралы» было много рекламаций. Если отказывают элементарные магнитолы, то как потребитель будет доверять более сложным системам?» — задается вопросом Оксана Бельская, представитель Saturn High-Tech.
Есть, впрочем, и еще один фактор риска — Логинов недавно увлекся новой идеей. Как когда-то он забросил развитие розничной сети, переключившись на производство, так сейчас одержим планами создать предприятие мирового масштаба. В основе — производство упомянутой уже мультимедийной перепрограммируемой аудиосистемы. Возможно, проект впитает в себя все те же идеи Кампанеллы. Но у Логинова размах больше. «Если совместить корейскую инженерную мысль, китайский опыт производства, европейскую дистрибуцию, российское сырье и наше положение между Азией и Европой, можно создать компанию, которая потеснит всех, и вывести ее акции на биржу», — очерчивает будущие горизонты Логинов. Что ж, дело за малым — нужно убедить в перспективности этой затеи корейцев, китайцев и европейцев.
Кто громче
Фанатов, желающих продемонстрировать публике звучание аудиосистемы в‑автомобиле, — тысячи. Состязания по качеству звука проводят «EMMA-Россия» — представительство European Mobile Media Association и Лига автозвуковых соревнований (ЛАС), созданная при поддержке «АвтоАудиоЦентра». В прошлом году, например, один из участников пермского этапа явился на смотрины на автокране — показать установленную в нем аудиосистему. Хотите увидеть такое шоу сами? Мы выбрали несколько ключевых событий этого года.
МЕСТО: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДАТА: 9–11 июня
СОБЫТИЕ: Кубок Балтии по автозвуку
Кубок организуют «EMMA-Россия» и марка Prology, традиционно он проходит в рамках фестиваля S-Drive. Помимо соревнований автомобильной аудиотехники, в программе конкурс аэрографии, экстрим-шоу, выставка ретро-каров и конкурс «Мисс Авто».
МЕСТО: БЕЛГОРОД
ДАТА: 29–30 июля
СОБЫТИЕ: Финал IX Чемпионата России по EMMA Racing
Оценивается не только качество и‑громкость звука, но и тюнинг автомобиля, скорость, с которой он‑проходит трассу 400 м. Есть на‑что посмотреть.
МЕСТО: МОСКВА
ДАТА: 11–13 августа
СОБЫТИЕ: Финал Чемпионата России EMMA по автозвуку и тюнингу
Точное место проведения еще не‑определено, в прошлом году финал состоялся в комплексе «Крокус Экспо».
МЕСТО: ЕКАТЕРИНБУРГ
ДАТА: 9 сентября
СОБЫТИЕ: Финал открытых соревнований по автозвуку ЛАС
Особый ажиотаж вызывают командные соревнования, зрители из разных городов болеют за свои команды. В прошлом году перед зрителями выступала группа «ЧайФ».
МЕСТО: БЕРН
ДАТА: 22–23 сентября
СОБЫТИЕ: Европейский финал соревнований EMMA
Болельщики готовятся к поездке в Швейцарию заранее. В прошлом году в Афинах сборная России заняла в командном зачете четвертое место, уступив Германии, Италии и Греции.