В СССР придумали фантом под названием «социалистическое соревнование». Как тогда писали, оно было «прямой противоположностью капиталистической конкуренции». Это, кстати, сущая правда: никакого отношения к конкуренции соцсоревнование не имело и не давало потому никакого положительного результата. Там, где речь шла о чести и принципах или же пускались в ход угрозы, удавалось производить качественный товар, будь то космический аппарат, ядерная бомба или тройной тулуп с акселем. (Но это, заметим, происходило на фоне конкуренции с Западом.) Там, где действовало пресловутое соцсоревнование, получались убогие «товары народного потребления».
Сейчас вроде бы большая часть экономики развивается свободно, и мы можем пользоваться плодами конкуренции: качественной и недорогой сотовой связью, ресторанами, автомобилями и т. п. Однако есть одна сфера бизнеса, где качество улучшается чрезвычайно медленно. Речь о недвижимости. Точнее, о московской недвижимости. Кто не видел, как выглядит квартира «под чистовую отделку» в столичной новостройке: кривые потолки и стены, незакрывающиеся окна и двери, непродуманная планировка и мертвая территория в радиусе 10 метров от дома. Но ведь и этот товар берут!
В прошлом году строителям предложили отвечать за построенные дома деньгами — был введен запрет на долевое инвестирование. Хорошая идея. Но бизнесмены сделали вид, будто против них устроили заговор. Один из видных застройщиков на голубом глазу заявил тогда корреспонденту Forbes: «Если я вам продал квартиру, то вы легко можете выставить штрафные санкции, просто не приняв ее по акту приема-передачи. Скажем, на окне царапина. Или окно коричневое, а должно было быть белым... Это называется «потребительский терроризм».
Московский рынок недвижимости вообще поразительно иррационален. На нем есть «двушки» в панельных новостройках по цене таунхауса на Кипре и бесплатная раздача жилплощади очередникам. Здесь вы встретите «элитные» дома, окруженные облупленными брежневскими девятиэтажками и дорогущие квартиры в гигантских, похожих на муравейники «жилых комплексах». Такое впечатление, что столичный рынок недвижимости все еще участвует в социалистическом соревновании, где никто ни за что не отвечает. Реклама строительных компаний сродни насмешливой «Летайте самолетами «Аэрофлота». А чем еще летать?
Можно ли что-то поменять? Можно. Например, ценой непопулярных мер. Отменить бесплатную раздачу квартир малоимущим (им нет дела до качества — «дареному коню в зубы не смотрят») и ввести высокий налог на жилье (особенно если это вторая или третья квартира). Политика социальной ответственности, которую до сих пор исповедовали московские власти, к сожалению, завела рынок в тупик. Конечно, никому не захочется расшатывать московское благополучие перед выборами. А проблемы тем временем будут копиться и дальше (см. также статью на стр. 28).