Банковский бизнес теперь в почете. Инвесторы готовы платить за российские банки большие деньги. Но это не значит, что они того стоят
Основной владелец Альфа-банка, крупнейшего частного банка России, Михаил Фридман недавно оценил его в $3,5 млрд. Много это или мало? Если бы владельцы банка провели публичное размещение акций прямо сейчас, рыночная оценка могла бы оказаться даже выше. Однако в ближайшее время выходить на биржу Альфа-банк не собирается, а через пару лет ситуация изменится, судя по всему, не в лучшую сторону. Суровый 1998 год, конечно, не повторится, и в денежном выражении банки подорожают, но такую премию к капиталу, как сегодня, инвесторы платить не будут.
По показателю P/BV (отношение рыночной капитализации к собственному капиталу) российские банки существенно переоценены по сравнению с банками Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Средний P/BV у наших банков — 4, в ЦВЕ — 2. По оценке «Тройки Диалог», к концу 2007 года на обоих рынках этот показатель составит 2,5. Если бы Альфа-банк, капитал которого чуть больше $1 млрд, провел IPO сейчас, инвесторы вполне могли оценить его выше $4 млрд. Если взять за ориентир прогноз «Тройки Диалог», то с учетом роста бизнеса Альфа-банка через два года при прогнозируемом капитале около $1,6 млрд он должен стоить $3,9.
Почему именно сейчас выгодный момент для привлечения инвесторов (неважно, российских или иностранных)? Дело в том, что цена держится на высоком уровне из-за дефицита предложения — акции банков за редким исключением нельзя купить на фондовом рынке, а готовый банковский бизнес на волне его роста собственники продают недешево.
К «голубым фишкам» смело можно отнести только акции Сбербанка, условно ликвидными считаются акции Промстройбанка (Санкт-Петербург), Банка Москвы и «Уралсиба». Формально на биржах можно купить бумаги «Петрокоммерца», «Возрождения» и малоизвестных кредитных организаций вроде банка «Тарханы», но сделок с ними почти не заключается. Эти банковские акции не подходят даже для портфельных инвестиций.
Между тем вложения в российские акции остаются горячей инвестиционной идеей международных фондов. Только за два месяца этого года на рынках BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай) иностранцы вложили $2,7 млрд. И хотя Россия в целом все еще видится инвесторам как нефтяная «голубая фишка», они проявляют все больший интерес к несырьевым секторам экономики. Последний пример — состоявшееся в марте IPO агропромышленного холдинга «Разгуляй»: спрос на акции в шесть раз превысил предложение, и на первых же торгах после размещения цена бумаг выросла на 20%.
Банку намного больше, чем любой нефтяной компании или металлургическому комбинату, нужны дешевые деньги. Ведь незамысловатый банковский бизнес и состоит в том, чтобы привлечь средства подешевле, а разместить их подороже. Кроме того, банкам необходимо наращивать собственные капиталы, чтобы соответствовать требованиям Центробанка: достаточность капитала (отношение капитала к активам, взвешенное с учетом рисков) в целом по банковской системе снижается — 12,3% на начало этого года против 13,4% годом ранее (норматив 10%). Банки были бы рады привлечь деньги с рынка акций и раньше, но не могли — долгое время они оставались расчетными центрами финансово-промышленных групп. Банковский бизнес стал более прозрачным и понятным для инвесторов только сейчас.
Нет сомнения, что любое банковское IPO пройдет в ближашие месяцы на ура. О планах разместить акции на бирже объявили Росбанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, «Уралсиб», Международный банк Санкт-Петербурга. Банкирам можно посоветовать активнее толкаться локтями, чтобы опередить конкурентов. Акции первопроходцев расхватают, а потом рынок будет насыщаться и спрос начнет падать. Что можно посоветовать частным инвесторам? Не спешить с покупкой акций банков при IPO; скорее всего, позже их можно будет приобрести на рынке дешевле.
А стратегические инвесторы покупают в России уже готовый банковский бизнес. Но дешево продавать на растущем рынке никто не хочет. Например, Рустам Тарико еще полтора года назад в последний момент расторг сделку по продаже своего «Русского стандарта» BNP Paribas. Французы собирались купить половину «Русского стандарта» за $300 млн, а сейчас состояние Тарико приблизилось к $2 млрд, и почти все оно складывается из стоимости банка. С тех пор банковский бизнес только дорожал. Российская банковская система на подъеме: в прошлом году совокупные активы выросли на треть до $317 млрд (41% ВВП, а в 2000 году было 29%), как и капитал, достигший $41 млрд. А самое главное — банки все больше зарабатывают. Общая прибыль по итогам 2005 года составила 262 млрд рублей (в 2004 году — 178 млрд рублей, в 2003 году — 128 млрд рублей).
На растущий рынок спешат иностранцы. Вот лишь несколько самых громких сделок последнего времени: итальянская банковская группа Intesa купила 75% акций КМБ-банка, французский Societe Generale стал собственником ипотечного банка «ДельтаКредит», а австрийская Raiffeisen — Импэксбанка. В ближайшие месяцы мы станем свидетелями еще нескольких громких сделок. Время для их подготовки еще есть.
Как читать рейтинг
Многочисленные списки, публикуемые в СМИ, однозначного ответа на этот вопрос не дают, ведь ранжирование банков по активам или собственному капиталу для их окончательной оценки не подходит. Составление банковских рейтингов — дело профессионалов, результатами их работы мы и воспользовались.
Из 100 крупнейших российских банков по активам на 1 января 2006 года мы отобрали банки, имеющие долгосрочный международный рейтинг хотя бы одного из трех ведущих мировых агентств — Moody’s, Standard & Poor’s, Fitch. При наличии у банка рейтингов нескольких агентств выбирался самый низкий из них. Таким образом представлена консервативная оценка кредитных рейтингов российских банков международными агентствами.
Разбивку банков по группам надежности мы провели в точном соответствии с рейтинговой шкалой агентств. В группу «Высокая надежность» попали банки, имеющие рейтинги инвестиционного уровня — BBB. Группа «Достаточная надежность» состоит из банков с рейтингами уровня BB, в самую многочисленную группу «Средняя надежность» попали банки с рейтингами уровня B, а «Удовлетворительная надежность» соответствует рейтингам уровня CCC, таких банков в сотне набралось всего четыре.
Российские банки, на 100% принадлежащие иностранным банковским группам и не имеющие рейтингов, выделены в отдельную категорию. Их материнским структурам, как правило, присвоен один из рейтингов высшей степени надежности. Поэтому российским «дочкам» иностранных финансовых холдингов получать оценку международных агентств не имеет смысла — при возникновении проблем они выполнят все обязательства за счет поддержки материнских структур.
В последней группе «Без рейтинга» представлены банки из первой сотни по активам, у которых нет международных рейтингов. Отсутствие оценки не означает, что банки «безнадежные». Например, банк «Авангард» еще недавно имел рейтинг Fitch на уровне B-, но отказался от дальнейшего сотрудничества с агентством, а многие банки только планируют получить международный рейтинг.
Внутри каждой из групп банки расположены по убыванию активов, а номер банка в нашем списке соответствует его месту по активам в компании 100 крупнейших банков.