Владельцем больших объектов коммерческой недвижимости в Москве может стать кто угодно, хоть торговец живой рыбой. Были бы связи
На столе главы и основного владельца компании «Мосрыбхоз» Николая Милова установлен аппарат видеосвязи. Аналогичный прибор украшает кабинет главы Департамента потребительского рынка правительства Москвы Владимира Малышкова. Рыбак рыбака видит издалека: Милов ведь занимается реорганизацией московских рынков, а это одна из любимых программ Малышкова. Мужчинам есть о чем поговорить с глазу на глаз.
Четверть века назад Милов был директором Егорьевского рыбокомбината в Подмосковье, выращивал карпов и лещей. Сейчас он совладелец крупных торговых комплексов, в скором времени начнет сдавать в аренду офисные помещения. При этом своей прежней профессии рыбовода Милов не изменил — просто так получилось.
Николай Милов родился в 1951 году, в рыбных хозяйствах трудился с 15 лет, а попутно получил высшее образование по специальности «строитель». К 1984 году Милов возглавил Московское производственное объединение рыбной промышленности — головную организацию для рыбохозяйств Московского региона. С началом рыночных преобразований в России любимого дела не оставил. В 1992 году была зарегистрирована компания «Мосрыбхоз», в задачи которой входила поставка в столицу живой и охлажденной рыбы из подмосковных прудов. Четырнадцать рыбохозяйств получили в компании по 0,55% акций, еще 90% отошло ООО «Мосрыба» (крупнейший совладелец как раз Николай Милов).
С первых дней жизни новая компания продемонстрировала основное конкурентное преимущество — умение находить общий язык с представителями власти. В мае 1994 года вице-премьер Олег Сосковец выделил «Мосрыбхозу» квоту на вылов морской рыбы и гадов в российской экономической зоне Мирового океана. Своего рыболовного флота у «Мосрыбхоза» нет и не было, зато появилась (и до 1999 года сохранялась) возможность каждый год за несколько миллионов долларов перепродавать квоты настоящим рыбакам. Выручка от этих операций, согласно постановлению правительства, должна была идти «на финансирование объектов рыбного хозяйства г. Москвы и Московской области».
Но миллионы долларов не спасали подмосковных рыбоводов от основной, по мнению Милова, проблемы — слабой системы сбыта продукции. Супермаркеты в первой половине 1990-х были редкостью, гипермаркетов не было вовсе. В обычных магазинах оборудования для хранения свежей рыбы не было. Как доставить москвичу живого леща? Своей озабоченностью Николай Милов поделился с мэрией столицы. Результат: в августе 1994 года Юрий Лужков подписал постановление «Об обеспечении Москвы рыбой и рыбопродукцией компанией «Мосрыбхоз». Город не только предоставил компании право не платить налоги от реализации рыбных квот. В распоряжение «Мосрыбхоза» для организации собственной торговли были переданы Палашевский, Пятницкий, Тушинский и Измайловский рынки, участки на Страстном бульваре, Поварской улице, в Алтуфьево и на Пятницком шоссе в Митино.
Довольно быстро оформилась концепция: на месте средневекового вида торжищ должны появиться двух-трехуровневые торговые комплексы. «В качестве якорного арендатора там цивилизованный колхозный рынок, — объясняет специфику Владимир Малышков, — на котором свою продукцию может представить фермер». Тут же — вожделенный рыбный отдел. На верхнем этаже арендуют помещения продавцы промышленных товаров. «Мосрыбхоз» исправно собирает и по своему усмотрению тратит арендные платежи.
Такой комплекс уже вырос в Алтуфьево, скоро распахнет двери аналогичная новостройка в Измайлово; на выделенном участке в Митино расположился трехуровневый торговый комплекс «Нептун». Подвергся реконструкции и Пятницкий рынок, теперь на его месте аккуратный особнячок (4000 кв. м) в псевдорусском стиле. На первом этаже с ледяных прилавков торгуют рыбой, на втором — свадебный салон и точка по продаже мобильных телефонов. Немного смущает адрес этого предприятия торговли — в престижном Замоскворечье «гуччи» и «версаче» смотрелись бы уместнее хека и минтая.
С 1994 года, когда все начиналось, рентабельность торговли живой рыбой в Москве если и изменилась, то не радикально. Зато произошла революция на рынке хорошей недвижимости: цены растут до небес, девелоперы зарабатывают миллионы, при этом сохраняется дефицит хороших жилых, офисных или торговых квадратных метров. Может, именно поэтому так резко изменилась судьба самого «центрального» из активов «Мосрыбхоза» — расположенного в трех шагах от Пушкинской площади Палашевского рынка.
«Долго мы пытались, мыкались — не пошла торговля, — жалуется сам Милов в интервью Forbes. — Не нужен рынок в центре». На этом месте в скором времени будет построен дорогой жилой комплекс.
Тушинский рынок главе «Мосрыбхоза» теперь тоже в тягость. «Там проходимость 20 000 человек в день, — говорит Милов. — Нам рынок со всеми его проблемами, с его криминалом очень тяжело содержать. Держим, как говорится, «на пупе» ради этой посещаемости». Осталось недолго: по предварительной информации, уже в этом году на месте рынка начнется строительство 12-этажного комплекса. Внизу разместятся торговцы с закрытых Палашевского и Тушинского рынков, зато все верхние этажи займут гостиница и офисные помещения.
Что еще? На основании легендарного «рыбного» постановления 1994 года «Мосрыбхоз» получил на Страстном бульваре комплекс зданий, включая городскую усадьбу Сухово-Кобылина. В особняке 1820 года должен был расположиться рыбный ресторан, но конъюнктура изменилась и сейчас на этом месте заканчивается строительство современного офисного центра площадью около 18‑000 кв. метров. Что-то похожее появится и на месте комплекса зданий на улице Поварской, 8–10, сейчас идет работа над проектом.
Как видим, в случае Николая Милова образование (строитель) победило призвание (рыбовод). Но есть у главы «Мосрыбхоза» и хобби. Еще в 1997 году он создал Общероссийскую общественную организацию «Клуб рыбаков и охотников» (КРиО), сейчас у этого клуба 100‑000 га охотничьих угодий в Клинском районе Подмосковья, неподалеку от заповедника Завидово. Здесь любит побродить с ружьишком Валерий Шанцев; говорят, видели здесь и Юрия Лужкова со старшим сыном Михаилом, и Михаила Фрадкова, правда, до назначения его премьер-министром.
Имеет ли это какое-то значение для бизнеса Николая Милова? Во всяком случае, дела «Мосрыбхоза» идут блестяще. Прямо на Кутузовском проспекте компания возводит грандиозный (30‑000 кв. м) «Клуб рыбака» — спортивно-оздоровительный, торгово-деловой комплексы плюс гостиница. На проспекте Андропова начато строительство торгового комплекса на 43‑000 кв. м. О крытых рынках или торговле рыбой речь уже не идет, но от обычной оплаты за подключение к городским коммуникациям оба проекта освобождены. Почему? «Учитывая значительные инвестиционные затраты на рыбную отрасль города».
На улице Крылатские Холмы к 2007 году будет закончено строительство комплекса на 60 000 кв. м — 26-этажная офисная башня с конгресс-холлом, фитнес-центром, апартаментами. Площадка под этот проект была выделена компании УКС «ДОК-9», но работы ведет компания с говорящим названием «Рыбстройинвест». По данным Московской регистрационной палаты, РСИ в равных долях принадлежит основному владельцу УКС «ДОК-9» Геннадию Жигареву и «Мосрыбхозу». «Мы так решили, — объясняет Геннадий Жигарев, почему он поделился проектом с рыбными хозяйствами. — Я с Николаем Ивановичем [Миловым] знаком десять лет. Дружба — она ведь не зависит от строительства и инвестиций».
Вот вам пример адекватной реакции на изменение рыночной конъюнктуры. К концу 2007 года «Мосрыбхоз» будет в той или иной форме контролировать объекты коммерческой недвижимости общей площадью 160‑000 кв. м и наверняка войдет в наш список самых богатых девелоперов.
А что же рыбный бизнес? Объем производства в подмосковных рыбохозяйствах, опекаемых «Мосрыбхозом», за 17‑лет упал с 7500 т рыбы в 1988 году до 3000 т. Треть хозяйств убыточны. Почему? «Потому что курица вырастает за два месяца, поросенок за восемь, а рыба за три года», — поясняет Милов. Действительно, инвестиции в недвижимость можно окупить быстрее.