К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Законные миллионы


Российские юристы не догнали иностранных конкурентов по числу клиентов. Зато догнали по доходам

Открыв на странице «Россия» любой международный юридический справочник, будь то Chambers Global или European Legal 500, вы тут же убедитесь, что в перечне highly recommended (особо рекомендованных) юридических фирм для работы в нашей стране абсолютное лидерство принадлежит иностранным компаниям. Списки возглавляют британские Freshfields; Linklaters; Allen & Overy; Clifford Chance и Herbert Smith, американские White & Case; LeBoeuf, Lamb, Greene & MacRae и Baker & McKenzie, а также французская Salans. Эти же юридические гиганты возглавляют аналогичные списки для большинства других стран мира. Упомянутые в международных справочниках российские юридические фирмы можно сосчитать по пальцам одной руки.

Способны ли отечественные юридические фирмы хотя бы на внутреннем рынке на равных конкурировать с западными гигантами, за которыми подчас стоит вековая история? Исследование, проведенное Forbes, показало, что российские юристы, специализирующиеся на обслуживании корпораций, хотя и уступают иностранцам по занимаемой доле рынка, по доходам вполне с ними сопоставимы. Уже сейчас в России есть как минимум десяток крупных юридических фирм, сравнимых по масштабам деятельности если не с московскими офисами международных юридических гигантов, то с представительствами «крепких середняков».

Образование и умение общаться

Рынок юридических услуг для бизнеса начал формироваться одновременно с самим бизнесом в начале 1990-х. Пионерами были крупные международные юридические компании, пришедшие в Россию «на буксире» у своих клиентов. Первой офис в Москве открыла Baker & McKenzie в 1989 году, за ней потянулись остальные. Российские юристы в это время еще только учились тому, как превратить свою профессию в бизнес.

 

«Мы начинали в 1991 году, когда рынок юридических бизнес-услуг отсутствовал вообще», — вспоминает партнер юридической фирмы «Алруд» Василий Рудомино. «У нас было два стола и пишущая машинка. Первые годы было все легко и просто, клиент шел валом, образование у нас профильное международное, нам было понятно все то, что «советскому» юристу было незнакомо», — рассказывает он.

Иностранные юристы быстро научились делить сферы деятельности с российскими коллегами, и это разделение с незначительными изменениями сохраняется до сих пор. «Западные фирмы были призваны давать юридические советы, а наши — «решать проблемы» — так формулирует разницу партнер одной из российских компаний. Иностранцы традиционно сильны во всем, что касается международных сделок, выхода компаний на мировые рынки акций и капитала, международного корпоративного права. Раздолье для российских юристов — налоговые и арбитражные споры.

 

До середины 1990-х отечественные юридические фирмы существовали в значительной степени благодаря западным, получая от них «субподряды» там, где те затрудняются сами разобраться в местной специфике. Показательна история строительства фабрики компании Mars в Ступинском районе Подмосковья — первое серьезное дело юриста Андрея Гольцблата, сейчас управляющего партнера фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Юристы, представлявшие Mars, принесли главе Ступинского района проект договора аренды земли. Тридцатистраничный документ был тщательно проработан, содержал массу приложений и оговорок. Вот только составлен он был в соответствии с нормами британского права, да еще и переведен не юристом, а девушкой-переводчиком. «Стороны никуда не могли продвинуться с этим договором в течение месяцев. Глава района ничего не понимал, а юристы не понимали, почему он не понимает — все вроде веками отработано», — вспоминает Гольцблат. В конце концов в Mars решили, что надо нанять российского специалиста. По словам Гольцблата, для успеха в то время ему оказалось достаточно юридического образования и умения адекватно общаться с иностранцами.

Середина 1990-х — время окончания приватизации и появления крупных российских компаний, которые немедленно взялись воевать друг с другом за только что поделенные куски собственности. У российских законников впервые появляются серьезные местные клиенты. Они щедро платят, но и многого требуют. Регистрация бесчисленных юридических лиц, сделки, захваты, поглощения, арбитражные споры позволили российским юридическим фирмам начать зарабатывать по-крупному. «Доходность сейчас уменьшилась, конечно, по сравнению с тем разгулом, который был в 1996–1997 годах», — вздыхает председатель президиума коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Валерий Волков.

Впрочем, корпоративные клиенты вскоре перестали быть «дойными коровами» для юристов: корпорации обзавелись собственными мощными юридическими службами. «Крупнейшие российские компании предпочитают по большому объему работ использовать силы внутренних [юридических] департаментов, — рассказывает партнер одной из юридических фирм. — Во-первых, им кажется, что так дешевле, во-вторых, компании стараются не выпускать наружу конфиденциальную информацию. Но на важные сделки и судебные процессы нанимают внешних юридических консультантов».

 

К началу нынешнего десятилетия знание законов и умение общаться перестали быть достаточными условиями для успеха в юридическом бизнесе. Чтобы остаться на плаву, российским фирмам пришлось становиться похожими на западных конкурентов. Фирмы, специализировавшиеся на разных видах юридической деятельности, объединялись, чтобы предложить клиентам широкую палитру услуг, увеличивали число сотрудников, открывали филиалы все дальше и дальше от Москвы и Петербурга. А кроме того, российские юристы не стесняются выставлять счета ниже, чем их западные коллеги. «Мы не устраиваем корпоративные встречи партнеров в Каннах три раза в год. Мы не платим нашим управляющим партнерам, которые приехали из Англии на 5 лет, компенсацию по $5000 в месяц за жилье. Поэтому мы можем себе позволить продавать услуги подешевле», — объясняет один из юристов.

В возможность появления в нашей стране юридических фирм «западного образца» еще в конце 1990-х верили не все. «В 1998 году партнер одной уважаемой западной фирмы три часа мне объяснял, почему российский юридический бизнес вообще не может существовать, приводил огромное количество разумных аргументов. Но получилось, как в истории со шмелем: есть законы физики, по которым он летать не может, шмель об этом не знает и спокойно летает», — улыбается управляющий партнер фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян.

[pagebreak]

К клиенту с секундомером

«В своем деле он слыл профессионалом, ставка его составляла $300 в час» — так описывает успешного юриста американский писатель Джон Гришем в знаменитом романе «Фирма». Почасовая ставка юриста — основа, исходя из которой рассчитывается доход адвоката или юридической фирмы. На Западе это открытые данные: почасовые ставки юристов в США, например, публикуются в специальных справочниках.

Иное дело у нас. В России юридические фирмы редко раскрывают свои доходы. В начале декабря глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов даже обвинил из-за этого весь корпус российских адвокатов в «непрозрачности» и потребовал открытой публикации почасовых ставок на американский манер. Профессиональное сообщество юристов встретило эту инициативу без понимания.

 

В нашей стране свои доходы не раскрывают даже западные компании. Как утверждают участники рынка, все дело в том, что иностранцы получают в России очень небольшие по их представлениям деньги, работая здесь лишь потому, что в России присутствуют их крупные клиенты. Если не обеспечить клиенту юридическую поддержку в Москве, он наймет компанию-конкурента, а там недолго и до того, что он передаст этому конкуренту ведение дел на действительно значительном рынке — в Германии, Франции, Великобритании… Российские юристы тем более не стремятся к прозрачности: им ни к чему внимание налоговых органов, да и местные клиенты предпочитают юристов, умеющих держать язык за зубами.

Так что достоверных сведений об объеме российского рынка юридических услуг попросту не существует. Представителей всех опрошенных Forbes юридических компаний вопрос о финансовых характеристиках рынка, на котором они работают, ставил в тупик. «А если судья получает за решение дела $50 000, это надо учитывать при подсчете объема рынка?» — мрачно сострил партнер одной из фирм. Околосудебное «решение проблем» вместо юридических советов — до сих пор немалая составляющая работы российских юристов.

Впрочем, один показатель, позволяющий хотя бы приблизительно судить об оборотах рынка, все же существует. Как утверждают партнеры крупных юридических фирм, один штатный юрист приносит фирме в среднем $200–240 в час. Хороший юрист отдает фирме 1600–1800 часов в год. Умножив эти цифры на число юристов, можно грубо оценить оборот фирмы, хотя эта оценка не будет учитывать, например, гонорары по хозяйственным спорам, которые часто определяются в зависимости от исхода дела.

По оценкам экспертов, объем сектора рынка юридических услуг, включающего в себя доходы крупных западных и российских фирм, составляет примерно $500 млн. Опрошенные Forbes юристы согласились с этой цифрой. Крупные российские юридические фирмы, организованные по западным образцам, с большим количеством юристов, имеющие опыт работы с крупными иностранными клиентами, получают примерно 30% этой суммы, остальное достается международным компаниям. А вот с учетом оборотов многочисленных мелких фирм, юридических консультаций, частных адвокатов и адвокатских бюро объем рынка может, по некоторым оценкам, достигать $2 млрд.

 

Юридических фирм западного типа в России немного. Некоторые из них родились в начале 1990-х, некоторые, как например «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», образовались относительно недавно, но смогли выбиться в лидеры. По доходам они уже обгоняют представительства некоторых западных компаний. Партнер российской юридической фирмы получает сейчас как минимум столько же, сколько партнер российского офиса международной фирмы, утверждает Максим Горцакалян из хедхантинговой компании Pynes & Moerner, занимающейся подбором высокопрофессиональных юристов. Более того, по его словам, в последнее время юристы охотно переходят из западных фирм в российские. Здесь их ждут лучшие перспективы карьерного роста, большая свобода, а часто и более высокие зарплаты.

Обычная иерархия юридической фирмы — юрист, партнер, управляющий партнер. Юристы получают зарплату, партнеры и управляющие партнеры делят между собой прибыль фирмы. По данным участников рынка, доход партнера западной юридической фирмы, работающего в Москве, обычно составляет $300 000–600 000 в год. Партнеры крупнейших российских юридических фирм зарабатывают как минимум не меньше, а иногда и больше: дело в том, что представительства западных фирм значительную часть прибыли отчисляют своим головным конторам — в Лондон, Нью-Йорк, Париж. А управляющие партнеры, согласно принятой во всем мире практике, получают вдвое больше «просто партнеров». Таким образом, личный доход управляющего партнера крупной российской юридической фирмы до вычета налогов находится, как правило, в диапазоне $600 000–1,5 млн в год. Опрошенные Forbes партнеры юридических фирм не оспаривают эти цифры.

Рост окончен?

Как утверждает большинство собеседников Forbes, крупные российские юридические фирмы вместе с представительствами иностранных фирм потенциально могли бы зарабатывать в несколько раз больше, чем нынешние $500 млн «на всех». Проблема в коррумпированности российских судей, прокуроров и следователей. Значительная часть юридических проблем в России по-прежнему решается взятками, и существует не так уж мало фирм, позиционирующих себя как юридические, но по сути являющихся посредниками, знающими, кому и сколько надо «нести» в каждом конкретном случае. Характерно проскальзывающее в речи юристов словосочетание «судебный GR» (government relations — обычно этот термин относится к цивилизованному лоббизму и вообще выстраиванию отношений с органами власти).

В последнее время уровень коррупции в судах снизился, отмечает один из юристов, но делает существенную оговорку. «Мы подсчитали, что судебные GR-расходы российских компаний сокращаются, но общие GR-расходы растут. Просто места влияния на принятие решений переносятся в административные органы», — утверждает он.

 

[pagebreak]

Еще одна причина, мешающая развитию мощных российских юридических фирм международного образца, — нехватка квалифицированных кадров. «У нас даже в пятерке лучших юридических вузов образование построено на изучении системы права, техники права и общих принципов права. Выйдя из университета, молодой юрист сталкивается с двумя проблемами: как привязать все это к действующей практике и понять, как вообще работает юридический бизнес», — жалуется управляющий партнер «Вегас-Лекса» Альберт Еганян. Преподаватели старой закалки внушают студентам, что выпускнику юридического вуза прилично мечтать о карьере адвоката, прокурора или судьи, а не юриста, обслуживающего бизнес, добавляет партнер другой крупной фирмы.

Впрочем, партнеры ведущих российских юридических фирм уверены в перспективах своего бизнеса. «Ниша иностранных юридических фирм в процентном отношении с нишей российских фирм неуклонно сокращается. Российские фирмы набираются опыта у иностранных коллег, сохраняя конкурентные преимущества при взаимодействии с российскими судами и органами власти», — говорит партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев. «Я абсолютно уверен, что менее чем через пять лет западники потеряют лидерство, — заявляет Альберт Еганян, — у нас более агрессивный маркетинг, знание местной специфики, в конце концов, большое количество контактов, а в нашем бизнесе это много значит».

Есть и пессимисты, не забывающие о том, что в большинстве «сервисных» компаний преимущество имеют транснациональные структуры, обслуживающие интересы транснациональных же клиентов. Так, примерно 60% бюджетов на российском рынке рекламы обслуживают представительства международных сетевых агентств. Иностранные компании будут завоевывать все больше места на российском юридическом рынке, считает председатель президиума коллегии адвокатов «Клишин и партнеры» Валерий Волков. Нашим же фирмам, по его мнению, чтобы сохранить позиции, в дальнейшем придется становиться более специализированными.

 

Только цифры

  • 55 000 адвокатов в настоящее время официально зарегистрировано 
в адвокатских палатах России. Больше всего адвокатов работает в Москве — около 7300.
  • $280 млрд — общая сумма иска к крупнейшим американским табачным компаниям, поданного в сентябре 2004 года правительством США, посчитавшим, что компании зарабатывали деньги нечестным путем, недостаточно информируя потребителей о вреде курения. Тяжба продолжается.
  • $2 млрд согласилась выплатить американская банковская группа Citigroup за внесудебное урегулирование иска, поданного акционерами обанкротившегося энергетического гиганта Enron.
  • $3 млрд составила общая сумма иска к владельцам «Русала» во главе с Олегом Дерипаской, поданного в Федеральный суд Нью-Йорка компаниями предпринимателя Михаила Живило. Истцы утверждали, что ответчики отобрали у них собственность путем вымогательства и угроз. Суд отклонил иск, а весной 2005 года стороны заключили мировое соглашение, по которому Живило получил, по разным данным, от $50 млн до $100 млн в обмен на отказ от претензий.
  • 32 года — с 1965 по 1997 год продолжалось разбирательство по иску профессора Сабуро Иенага к министерству образования Японии, подвергшего цензуре некоторые главы его учебника по истории страны. В 1997 году иск был частично удовлетворен.

Источник: Книга рекордов Гиннесса, Министерство юстиции РФ

Как мы считали

Список включает крупнейшие по выручке российские юридические фирмы, специализирующиеся на юридических услугах бизнесу и работающие как коммерческие компании. В список не внесены адвокатские коллегии, бюро и кабинеты, действующие как некоммерческие профессиональные организации из-за их значительного отличия от юридических фирм в смысле организации и принципов деятельности, а также частные адвокаты. Поэтому при подготовке списка не рассматривались многие известные адвокатские бюро, например «Резник, Гагарин и партнеры». Напротив, учитывались адвокатские бюро, фактически действующие как специализирующиеся на услугах бизнесу юридические фирмы.

Данные о выручке и числе сотрудников юридических фирм предоставлены Forbes самими фирмами, если не оговорено иное. Буквой «e» (estimated) помечены оценочные данные, рассчитанные Forbes на основе средних ставок и тарифов на услуги российских юридических компаний и результатов опроса участников рынка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+