Губернатор Санкт-Петербурга заманивает в город крупных налогоплательщиков. Желающих переехать пока немного
После избрания петербуржца Владимира Путина президентом в 2000 году политическая элита стала обсуждать возможность передачи Санкт-Петербургу некоторой части столичных функций. Борис Грызлов, тогда лидер «Единой России», предложил перевести на Неву Центральный банк, а спикер Госдумы Геннадий Селезнев — Федеральное собрание. В 2003 году к ним присоединилась полпред по Северо-Западному федеральному округу Валентина Матвиенко, предложившая заодно перевести в Санкт-Петербург еще и Верховный и Высший арбитражный суды.
Но ни чиновники, ни судьи на Неву не спешили, и тогда Матвиенко, ставшая осенью 2003 года губернатором Северной столицы, предложила прописку в своем городе уже компаниям — прежде всего государственным. Информагентства запестрели сообщениями о скором переезде на родину президента Внешторгбанка, «Транснефтепродукта», «Транснефти» и «Совкомфлота».
Как выяснил Forbes, за два года из всех этих кандидатов в Петербурге «прописался» лишь Внешторгбанк. Компанию ему составили несколько нефтетрейдеров, компания «Газпромнефть», созданная под покупку «Юганскнефтегаза», и еще одна из структур газового монополиста — закончивший 2005 год с убытками «Газпромрегионгаз». Осенью власти Петербурга отрапортовали о перевыполнении плана по сбору налога на прибыль за девять месяцев на‑25% (это составляет 4,6 млрд рублей). Как подчеркивалось, такой результат был достигнут в основном за счет «переехавших».
А что остальные? «Транснефть» решила ограничиться открытием филиала в Петербурге. В «Транснефтепродукте» до сих пор ждут постановления правительства о переезде. «Совкомфлот», планировавший перерегистрацию в 2005 году, отложил ее. В ноябре прошлого года глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что недавно купленная «Сибнефть» «придет в Санкт-Петербург». По самым скромным подсчетам, это принесло бы городу до 14 млрд рублей налогов. Но в конце ноября «Сибнефть» заявила, что смена места «не является актуальной». Похоже, компании не готовы переезжать в Петербург только ради демонстрации уважения родному городу президента.