Размах крыльев
ЕЛЕНА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ любит бабочек. Потому и торгует ими
Рабочий день директора крупной инвестиционной компании начался феерически. В кабинете внезапно грянул «Вальс цветов», распахнулись двери, и четыре дюжих негра с заметным усилием втянули в помещение огромную коробку. Рев колонок утроился, коробка распахнулась, к потолку взмыли десятки тропических бабочек. Также в посылке была обнаружена барышня в бикини, взиравшая на инвестора нежно и со значением.
Одобрил ли директор фокусы скучающей подруги (та самая барышня)? Какие слова говорили уборщицы, собиравшие бабочек по всему офису? Точно не известно. Гендиректор компании «Мир бабочек» Елена Преображенская, получившая за это представление больше $1000, вполне довольна. «Думаете, мы бабочками торгуем? — спрашивает Преображенская. — Нет, мы торгуем праздником. Ведь у нас покупают не товар, а вот этот самый «Ах!»
Путь Преображенской в бизнес не отличался оригинальностью. Диплом МФТИ по специальности «физик-экспериментатор», пять лет в инвестиционных компаниях, разгорающееся желание работать только на себя… Источники первоначальных инвестиций понятны: муж работает в банковском деле, родители — в нефтяном. Но чем заняться молодой женщине? Качать нефть, торговать автомаслами, строить панельное жилье в Москве? Преображенская решила начать со свадебного салона: «Но нужна была какая-то фишечка, — вспоминает она. — То, чего еще нет в Москве».
Такой «фишечкой» и стала торговля живыми бабочками. Идею Преображенская в 2000 году подсмотрела у калифорнийских коллег, все остальное пришлось придумывать самой. Нанятые «Миром бабочек» ученые-энтомологи своими руками отлавливали «племенное стадо» на Филиппинах и в Индонезии, Китае и ЮАР, Южной Америке и Таиланде. Требования простые — бабочка должна быть яркой и большой, с размахом крыльев 10–15 см. Жемчужина коллекции — черно-синяя совка Caligo Eurilochus, 17 см. Самая неуловимая — блестящая на солнце голубая Morpho pelеides. «Эти бабочки летают высоко в горах, — рассказывает Преображенская. — Их ловят зеркалом: нужно посверкать солнечным «зайчиком» в сторону самца, он подумает, что его зовет самка — и летит прямо к сачку».
Пойманных бабочек заставили размножаться в неволе, на построенной в Подмосковье ферме. Разработали рецептуру искусственного корма для гусениц (напомним, что гусеница — один из этапов развития бабочки). Это было нелегко, ведь в естественной среде питомцы едят кто капусту, кто апельсины, а кто и слоновий помет. Придумали, как делать «салют из бабочек» (насекомые, как выяснилось, не всегда согласны по команде изящно выпорхнуть из коробки — нужна специальная процедура). Научились погружать бабочку в сон и упаковывать в конверт. Предложили клиентам гибкую систему оплаты. Одна бабочка стоит $45–90; если брать десяток, то каждый экземпляр обходится на 40% дешевле, если заказывать за три недели — еще дешевле. На все эти приготовления ушло более двух лет.
Еще год Преображенская преодолевала недоверие рынка: «Звоним в агентство, устраивающее праздники, говорим: «Ребята, приобретайте у нас бабочек» — и в 99 случаях из 100 нам отвечали: «А для чего они нужны?» Зато сейчас можно констатировать: все получилось. Бабочки Преображенской порхают на показах мод и корпоративных вечеринках, в ЗАГСах и роддомах. Спящий «живой цветок» в конверте можно приобрести в свадебных и цветочных салонах Москвы (около 200 точек). Гендиректор «Мира бабочек» признается, что в этом году ей удалось окупить все затраты на проект. По оценке Forbes, в год продажа тропических бабочек приносит компании как минимум $600‑000. Вот история, иллюстрирующая успех Преображенской: «Недавно заходит ко мне дядечка с такими регалиями — владелец заводов, газет, пароходов — и говорит: хочу своему сыну купить ваш бизнес. Продайте. Я даже не стала ничего обсуждать. Сразу отказала».
Есть, конечно, и трудности роста. «Себестоимость одной бабочки невелика. Нет проблемы вырастить бабочку, но есть проблема спланировать спрос на бабочек, — сообщает Преображенская. — Даже если русский человек вспомнит о дне рождения друга за три недели, он закажет подарок в лучшем случае за день, в худшем — за 5–6 часов». Аварийный запас не создашь — тропическая бабочка хоть и живет две недели, но «подарочный» вид имеет только два-три дня после рождения. Выход, впрочем, найден. На ферме каждый день рождается до 400 бабочек, что в три-четыре раза больше, чем обычно бронируют аккуратные клиенты, — на случай, если позвонит какой-нибудь растяпа с большим кошельком. А себестоимость «лишних» бабочек, которые так и умрут на ферме, уже заложена в цену продающегося товара.
Подобная работа на опережение не оставляет шансов другим желающим войти на рынок экзотических насекомых. Единственный заметный конкурент Преображенской, компания «Бабочки VIP», переживает не лучшие времена. Директор фирмы Федор Княгинин это и не скрывает: «У них все схемы четко отлажены — салон, ферма, продажи, поставки, а мы подумываем о том, чтобы уходить из этого бизнеса».
Есть и другая опасность — тот самый «Ах!», на котором базируется бизнес Преображенской. Ведь такой всплеск удивления и восторга может быть один раз. Дважды бабочку невесте не подаришь — и рутина уже, да и невеста давно стала женой. Что же делать, если мода на бабочек в Москве совсем пройдет? У Елены Преображенской уже готов ответ. В прошлом году она открыла маленькую ферму под Киевом, а также обзавелась 12 дилерами в крупных городах России. Живой товар в термобоксах в Нижневартовск и Ростов-на-Дону, Новосибирск и Сургут, Санкт-Петербург и Нижний Новгород отправляют самолетами по предварительному заказу.
Планы громадные. Летом «Мир бабочек» подписал договор о сотрудничестве с американской компанией To Be Bride. Новые партнеры будут строить широкую сеть свадебных салонов по всей России — продавать американские платья и заодно русских бабочек. А еще энтомологи Преображенской начали подготовку к разведению геликонид (Heliconinae) — красно-желтой красавицы из тропической Америки, живущей в приличных условиях до полугода. Владельцы зимних садов — вот свежий рынок, считает глава «Мира бабочек».