Ударно потрудилось этой осенью подразделение «Системы поточного сканирования» московской компании «КРОК». В электронную форму переводились сведения о бесчисленных абонентах сотовой сети «МегаФон-Москва». «На сегодняшний день система сканирования и распознавания обработала уже четыре миллиона анкет», — рапортует директор департамента информационных технологий «КРОК» Андрей Шаин.
С 1 января МВД и ФСБ России должны получить круглосуточный удаленный доступ к базам данных операторов связи, в которых хранится обновляемая информация о клиентах. Постановление правительства РФ №538 от 27 августа 2005 года определяет, какие сведения сможет получить сотрудник органов из этих баз: полное имя абонента, адрес регистрации, паспортные данные, кому и когда за последние три года звонил, как платил за связь.
ЗАО «Соник Дуо», оператор сети «МегаФон-Москва», было не вполне готово к заданию правительства. В офисе продаж оператора будущий абонент заполняет трехслойный договор-анкету — верхний экземпляр остается у гражданина, второй листочек-«копирку» забирает офис продаж, третий отправляется в центральный офис оператора связи. Но обычный сканер, переводящий рукописный текст в электронную форму, рассчитан на офисную бумагу. Тоненькие листочки с полуслепым текстом, поступающие из офисов продаж, такие аппараты не читали. МТС и «ВымпелКом» (оператор сетей «Билайн») уже давно решили эту проблему — к примеру, менеджеры «Билайна» «вбивают» данные абонентов вручную сразу после подписания договора. В «МегаФоне» до последнего времени эти сведения хранились в бумажных архивах.
В короткие сроки «КРОК» по заданию «Соник Дуо» разработал специальный сканер, обеспечивающий высокую скорость обработки нестандартных бланков. Теперь можно быть уверенным, что к новому году все сотовые операторы будут готовы к подключению к базам спецслужб. Другой вопрос: а не появятся ли эти базы затем в свободной продаже?