К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Торги уместны


В мире ежедневно проводятся десятки аукционов. Как выбрать правильный?

Знаете, что такое самая дорогая распродажа? Это когда тысячи предметов одновременно выставляются на известный аукцион. В начале октября, например, аукционный дом Sotheby’s вывалил на торги имущество замка Мариенбург, принадлежащего правнуку последнего германского кайзера Вильгельма II. В течение 10 дней можно было купить любой из примерно 20 000 предметов интерьера замка, включая мебель, гобелены, часы, фарфор, серебро, оружие, а также картины и скульптуры. Торги вызвали негодование у родственников наследного принца. Зато пришлись по душе любителям старины: цены колебались от €200 до €1,69 млн, и было ради чего торговаться.

Подобные грандиозные распродажи — все-таки редкость. Но, учитывая, как много в мире проходит аукционов (а их сотни), найти товар по душе может любой желающий. Главный вопрос — как выбрать нужные вам торги. Шедевр всемирно известного мастера ценой в несколько миллионов долларов, вероятнее всего, придется искать в крупном аукционном доме, а вот обратное правило не работает: интересной «мелочью» торгуют все. Даже на торгах Christie’s или Sotheby’s можно приобрести коллекционного плюшевого медвежонка. Крупные международные аукционные дома привлекают клиентов масштабами и авторитетом, небольшие аукционы — узкой специализацией, меньшим размером комиссионных или просто территориальной близостью.

С чего начать? Если вы точно знаете, какая категория товара вас интересует — картина, ковер, старинные часы или коллекция оловянных солдатиков, то первым делом стоит ознакомиться с календарем будущих торгов. Их расписание обычно вывешивается на интернет-сайтах аукционов. Далее на тех же сайтах следует прочитать каталог, содержащий полную информацию о предметах (лотах), и правила аукциона — размер шага, открытость или закрытость торгов и т. п.

 

В каталогах приведены фотографии, описание каждого лота, данные о его происхождении, истории (провенансе), упоминаниях в специальной литературе, участии в выставках и т. д. Кроме того, в каталоге указывается так называемый эстимейт — предварительная оценка стоимости предмета, сделанная экспертами аукционного дома и согласованная с владельцем (например, $10 000–17 000).

Если изучение каталога утвердило вас в желании участвовать в торгах, необходимо зарегистрироваться на аукционе, предоставив по требованию устроителей торгов документы о своей личности и платежеспособности (например, могут потребовать выписку о состоянии банковского счета, заверенную банком). Далее вам присвоят личный номер. Карточку с этим номером можно будет получить непосредственно перед торгами, в случае же заочного участия номер будет «представлять» вас на аукционе.

 

Участвовать в торгах можно лично, по телефону и с помощью так называемого заочного бида. Торги обычно начинаются с отметки примерно на треть ниже минимальной отметки эстимейта и ведутся пошагово — сидя в зале, вы поднимаете карточку со своим номером, повышая предлагаемую цену на один шаг или на установленную аукционистом отметку. По телефону вы фактически делаете то же самое, с той лишь разницей, что карточку поднимает ваш агент (это может быть сотрудник аукционного дома). В случае с заочным бидом ситуация немного иная: вы заранее оговариваете максимальную цену, которую готовы заплатить за лот, и аукционный дом берет на себя обязательство купить его по минимально возможной цене, не превысив установленного вами порога. Заочный бид позволяет сохранить полную анонимность, поскольку не разглашается не только имя покупателя, но и цена, заплаченная им за предмет.

С покупателем, победившим в ходе торгов и отказывающимся платить, аукционные дома не церемонятся. Во-первых, его с огромной долей вероятности ожидает судебный иск о выплате как минимум 30% от окончательной стоимости предмета. Во-вторых, с этого момента он попадает в черный список и вход во все крупные аукционные дома для него закрыт навсегда.

Главная неожиданность, которая поджидает участника аукциона, прекрасно описана в романе «Двенадцать стульев». Дело в том, что предложенная в ходе торгов максимальная цена за лот, так называемая цена молотка, на самом деле не является окончательной. Покупатель в любом случае должен будет выплатить премию аукциону — ее размер обычно колеблется от 12% до 20% от цены молотка. Помимо того, в большинстве стран необходимо также выплатить НДС по местной ставке. В некоторых случаях покупателю может быть предложено уплатить еще и ввозную пошлину за предмет (если он ввезен из-за границы, а его владелец выплачивать ее не хочет), счета за его хранение и транспортировку и т. д. Отметки о дополнительных выплатах (помимо премии и НДС) указываются в каталогах.

 

Если вы намерены вывезти купленный предмет из страны (например, из Франции в Россию), НДС вам, конечно, вернут — по стандартной схеме в течение нескольких месяцев.

Большинство аукционных домов допускают возможность оплаты купленного предмета не сразу по завершении торгов, а в течение одной-двух недель. Небольшие аукционы могут настаивать на единовременном погашении части суммы с последующим внесением остатка. Выплатив всю сумму, вы можете забрать предмет или оставить его на хранение в аукционном доме. Но аукцион вряд ли будет хранить предмет бесплатно дольше пары недель или месяца.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+