Армения отдала долг России акциями промышленных предприятий. Кто от этого выиграл?
Шесть лет назад страны СНГ были должны России около $7 млрд, сейчас — чуть более $3 млрд. Позитивная динамика объясняется не только ростом экономик стран бывшего СССР, но и готовностью России брать долги натурой. Например, казахский долг Россия списала в счет платы за пользование космодромом Байконур и военными полигонами. Уникальным стоит считать опыт Армении: в 2002 году она договорилась о полном погашении госдолга в $93 млн акциями пяти расположенных на ее территории предприятий. Тогда эта сделка казалась выгодной обеим сторонам. Армения удачно пристроила не самые прибыльные предприятия — в этот список, помимо стабильно работающей Разданской теплоэлектростанции, вошли недостроенный радиоэлектронный завод «Марс» и три оборонных НИИ. А Россия создала прецедент, на который она могла бы сослаться в переговорах о погашении долга по аналогичной схеме с обладателями более привлекательных активов, например, Украиной или Киргизией.
Спустя три года оптимистов с обеих сторон стало меньше. «После передачи российской стороне «Марс» так и не заработал», — сообщил в интервью Forbes бывший директор завода, глава Народной партии Армении Степан Демирчян. «Там есть организационные сложности, — соглашается начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома Юрий Борисов. — Тот же «Марс» строился на закате СССР как базовое предприятие по выпуску промышленных ЭВМ, и только 7% оборудования было введено в строй. Это игра вдолгую». В 2001 году, до передачи России, «Марс» заработал на производстве побочной продукции $1 млн, а в 2004-м — $300‑000.
Перспективы ереванских НИИ, в свое время производивших военные ЭВМ и обшивку космического корабля «Буран», туманны. Роспром сообщает только, что на их базе «планируется создание Российского опорного научно-производственного центра информационных технологий и радиоэлектроники в Закавказье». В середине октября на пресс-конференции в Ереване сопредседатель российско-армянской комиссии по экономическому сотрудничеству, министр транспорта РФ Игорь Левитин честно признался: «До настоящего времени мы так и не определились, какую продукцию начать выпускать». Заметим, что другие страны СНГ отказались возвращать долги России по «армянской схеме».