Предприниматель Андрей Озолинь, основатель туристической сети «Магазин горящих путевок», в декабре запускает новый проект — серию тематических подарочных сертификатов «Карт-бланш». Детям можно будет дарить карту «День варенья» — пусть сами выбирают подарки в магазинах игрушек. С картой «Дело мужское» можно отправиться в бильярдную, боулинг или стрип-клуб. Обладательницам карты «Только я» будут рады в салонах красоты, а карта «Экстрим» позволит сыграть в пейнтбол или спрыгнуть с парашютом. Cейчас Озолинь ведет переговоры c потенциальными партнерами по этим программам.
Откуда такая идея? Озолинь проанализировал результаты подарочной программы «Магазинов горящих путевок» и понял: продажа карточек — выгодное предприятие. Дело в том, что большинство сертификатов действуют ограниченный срок, и далеко не все обладатели подарка успевают воспользоваться им, а некоторые и просто о нем забывают.
При этом популярность сертификатов растет. В розничной сети «Мир», торгующей бытовой техникой и электроникой, например, подарочные карты начали предлагать в 2002 году. Тогда их было продано на $780‑000, в 2004-м — уже на $4,5 млн.
Сколько точно сертификатов не использовалось? Ни Озолинь, ни «Мир» данных не раскрывают. Зато аналогичная статистика есть в США. В прошлом году американцы купили подарочных сертификатов на $55 млрд. И, по данным Национальной розничной федерации США, 3–5% этих денег так и не были «отоварены».