Forbes отслеживает судьбу героев своих прошлых публикаций
Тяга к искусству
Михаил Болотин, владелец крупнейшего в стране производителя тракторов и запчастей к ним — концерна «Тракторные заводы», о котором Forbes писал в прошлом номере, заявлял тогда, что хотел бы производить всю линейку тяжелой техники (ему не хватало комбайнов и военных машин). Болотин уже на пути к цели: в октябре он начал сделку по покупке у холдинга «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова компании «Агромашхолдинг», крупнейшие предприятия которой — Красноярский комбайновый завод и Волгоградский тракторный (делает, в частности, боевые машины десанта). Сделка завершится к новому году, тогда же станут известны ее параметры.
Похоже, эта осень будет удачной для Михаила Болотина. Предприниматель вложил около $1 млн в производство фильма «9 рота», премьера которого в конце сентября обернулась триумфом — только за первые пять дней проката картина собрала почти $8 млн и обещает стать новым рекордсменом по сборам среди российских фильмов. Почему производитель тракторов инвестирует в кинобизнес? «Чтобы не сойти с ума от железяк», — объясняет Болотин. Сейчас он совместно с госкомпанией «Роскинопрокат» строит сеть из 50 кинозалов в 15 городах России, речь идет о $15–20 млн инвестиций.
Синица в руках
В сентябре мы написали о том, что ИГ «АЛРОСА» никак не может найти партнера-инвестора для разработки золоторудных месторождений в Якутии. В конце сентября стало известно, что ИГ продала все свои золотые активы «Норильскому никелю». Цену сделки в $258 млн аналитики считают вполне достойной, с учетом того, что в развитие якутских месторождений требуется вложить еще $400–600 млн. Выгода ИГ «АЛРОСА» очевидна — по неофициальным данным, ей эти месторождения достались примерно за $70 млн. Менее очевидна выгода Якутии, президент которой Вячеслав Штыров в свое время передал ИГ якутские месторождения под девизом создания и развития единого республиканского золотого холдинга с рыночной капитализацией в $1 млрд. Вышло так, что якутское золото повысит капитализацию «Норникеля».
Кто не успел
Мы писали в августе о компании «ВИМ-авиа», предпринявшей штурм рынка чартерных авиаперевозок. Владелец авиакомпании Рашид Мурсекаев первым ввез в Россию крупную партию боингов и объявил ценовую войну конкурентам, эксплуатирующим российские самолеты. Как результат — очень плотный график чартеров (каждый самолет летает по 10 часов в сутки) и скандалы, когда из-за срыва графика в аэропортах застревают целые туристические группы. Последний конфликт случился в конце июля: тогда в результате поломки самолета вылет группы туристов из Барселоны был задержан на 27 часов.
В октябре вступило в силу распоряжение Росавиации «О мерах по устранению недостатков при выполнении чартерных рейсов». Теперь от авиакомпаний требуют обязательного наличия резервных бортов — «не менее 10% от потребного парка воздушных судов». Впрочем, Рашиду Мурсекаеву это решение даже выгодно. «ВИМ-авиа» успела стать крупным перевозчиком. С учетом покупки авиакомпании «Русское небо» (бывшая АК «Ист Лайн») у ВИМа сейчас 20 бортов, держать в резерве два из них — не проблема. А владельца двух потрепанных самолетов требование поставить один из них на прикол может разорить. Глава Росавиации Александр Юрчик и не скрывает, что таким образом его ведомство стимулирует укрупнение авиакомпаний.